• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики

    календарь беременности по дням

    Корабельные истории

     

    Введение

    История научно-исследовательского флота России

    Мировой океан занимает более 2/3 площади планеты. Его значение в жизни людей постоянно возрастает в связи с ростом народонаселения, значительным увеличением антропогенной деятельности, истощением наземных сырьевых ресурсов. В настоящее время более 70% всех мировых транспортных перевозок осуществляется морем, свыше 20% нефти и газа добывается на морских промыслах, более 20% потребляемого человечеством белка дает море, а морской климат прибрежных районов способствует созданию обширных курортных зон и развитию туризма.

    К середине 80-х годов XX в. мировой улов рыбы и других морепродуктов достиг почти 90 млн т. В России на океан приходится свыше 80% добычи рыбы. Ныне открыты новые районы, богатые морепродуктами и запасами минерального сырья, на дне морей и океанов. Предполагается, что уже в первой четверти XXI в. добыча этих ресурсов составит около половины всех потребностей человечества.

    Запасы чистых металлов в океане, предположительно, в 900-1000 раз превосходят земные, а запасы нефти и газа составляют 312 млрд т. Большую ценность на дне Мирового океана представляют железомарганцевые конкреции, в состав которых входят до 30 химических элементов. В перспективе их добыча обойдется в 5-10 раз дешевле разработки этого сырья на суше.

    Много полезных химических элементов (более 40) содержится в самой морской воде. Ученые считают, что одного золота в ней в 100 раз больше, нежели на суше. Особенно важным, наиболее доступным и широко используемым источником сырья стал континентальный шельф, представляющий собой мелководную часть подводной окраины материков с относительно выровненной поверхностью и незначительными уклонами. Он занимает в мире около 28 млн кв. км.

    Первостепенное значение и ценность в шельфе приобретают запасы нефти и природного газа. Так, только на шельфе северных морей сосредоточено более 3/4 российских запасов нефти и газа. Общая площадь нашего шельфа составляет 4,2 млн кв. км.

    Освоение новых месторождений углеводородов на шельфе предусмотрено Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 г. и считается важной стратегической задачей в сфере экономики и обороноспособности.

    В последние годы в целом ряде районов земного шара все сильнее ощущается недостаток в пресной воде (ее запас на земном шаре не превышает 2,5%). Решить эту проблему можно с помощью опреснения морской воды. Уже в 60-х годах ежесуточно из соленой морской воды получали около 100 тыс. куб. м пресной воды. Доказана возможность использования тепловой энергии океана в тропических районах на основе разности температур поверхностных (28 °С) и глубинных (4-5 °С) слоев воды.

    Имеются и другие открытые и прогнозируемые богатства и свойства Мирового океана, призванные помочь человечеству в улучшении обитания. Вовлечение в народнохозяйственный оборот минеральных и пищевых ресурсов Мирового океана, районов Арктики и Антарктики имеет огромное значение для России, так как эти ресурсы, особенно минеральные, намного превосходят аналогичные запасы континента. Недаром XXI в. объявлен веком Мирового океана.

    К сожалению, во многом океан и происходящие в нем процессы, его физические свойства и богатства до сих пор изучены мало, менее, чем суша и даже космос. «Великий неизвестный», как назвал Мировой океан академик JI.M. Бреховских, хранит в себе еще столько непознанного, загадок и тайн, хотя начало изучения океана уходит в далекое прошлое.

    Многовековая история освоения Мирового океана самым тесным образом связана с развитием самоходных плавучих средств, составляющих транспортно-техническую основу всех морских экспедиций и научных исследований разного профиля.

    До середины XIX в. ученые-океанологи, как правило, занимались сбором и накоплением статистических данных о конкретных морских и океанических бассейнах, физико-химических параметрах воды, распределении течений, приливов, волнений, ле- довитости и других природных явлений. Подобные исследования в основном носили описательный характер, и для их выполнения временно приспосабливались находившиеся в эксплуатации транспортные или рыбопромысловые суда; часто привлекались военные корабли («Слава России», «Черный орел», «Нева», «Надежда», «Рюрик», «Предприятие», «Восток», «Мирный», «Сенявин» и др.). При этом находившаяся на борту научная аппаратура и измерительные приборы приводились в действие с помощью штатных палубных механизмов и судовых грузоподъемных средств. Обработка собранных в море сведений большей частью производилась на берегу и затем использовалась в практических интересах судоходства и мореплавания. Исследования Мирового океана, выполненные ученым-флотоводцем С.О. Макаровым на корвете «Витязь» и судне «Тамань», явились важным вкладом в океанографическую науку.

    Начиная со второй половины XIX в., когда крупные «белые пятна» в описании океанских и морских просторов удалось ликвидировать, ученые приступили к выяснению и детальному изучению сложных взаимосвязанных процессов, происходящих в Мировом океане. Для решения этой качественно новой комплексной задачи обычные корабли и суда были малоэффективны или вообще непригодны, в связи с чем некоторые из них начали специально переоборудовать в иаучно-исследовательские суда. Первыми это сделали англичане в 1872 г., переоборудовав парусномоторный корвет Королевского военного флота «Челленджер» водоизмещением 2300 т в НИС для проведения гидрологических, биологических и метеорологических работ. Считается, что «Челленджер» положил начало научным исследованиям Мирового океана с борта специализированного судна.

    В 1899 г. по заказу России на судостроительном заводе «Бре- мер Вулкан» в Германии было построено первое в мире специально оборудованное паровое судно «Андрей Первозванный» (с 1910 г. «Мурман») водоизмещением 410 т, предназначавшееся для научно-промысловых исследований в северных широтах. На его борту размещались гидрологическая и биологическая лаборатории, а также снаряжение для производства тральных и гидрографических работ. Мощность энергоустановки позволяла судну развивать скорость хода до 11 уз., запаса топлива хватало на 3700 миль. Инициатором и одним из участников разработки технического задания на постройку «Андрея Первозванного» был видный русский гидролог и зоолог проф. Н.М. Книпович, чьи экспедиции на новом судне положили начало промысловой океанологии.

    Важную роль в дальнейшем развитии научно-исследовательских судов сыграли состоявшийся в 1882-1883 гг. Первый международный полярный год и, особенно, созданный в 1902 г. в Копенгагене Международный совет по изучению моря, в состав которого в качестве его вице-президента и представителя России вошел профессор Н.М. Книпович. Эта, существующая и поныне, авторитетная организация разработала ряд целевых программ освоения Мирового океана и предложила новые методики проведения научных наблюдений в море. Незадолго до начала Первой мировой войны по инициативе и проекту известного немецкого ученого Альфреда Мерца была организована Германская атлантическая экспедиция на судне «Метеор». Ею впервые произведены систематические промеры ряда районов Атлантики, лежащих в стороне от судоходных путей.

    Главной же задачей было исследование физико-химического строения и динамики водных масс Южной Атлантики. Помимо специальных крупногабаритных сооружений, на «Метеоре» имелись такие важные исследовательские приборы, как глубоководные опрокидывающиеся термометры и барометры, кислородные, соленоизмерительные зонды, батитермографы, измерители скорости течений, волнографы, а также приборы для взятия проб грунта, планктонные сети и др. Русский ученый-кораблестроитель академик А.Н. Крылов возглавлял тогда комиссию по испытанию успокоительных цистерн, установленных на «Метеоре».

    Для практической реализации намеченных Международным советом по изучению моря программ требовались не просто переоборудованные, а специально спроектированные экспедиционные НИС разного назначения, способные обеспечить максимально возможную эффективность использования бортовых научных комплексов в различных погодных условиях.

    Следует отметить, что судостроительная промышленность дореволюционной России была готова к постройке НИС, отвечавших требованиям Морского регистра и Международного совета по изучению моря. Однако с началом Первой мировой войны все работы в этом направлении пришлось прекратить. Они возобновились лишь в 1921 г., когда по декрету Совнаркома РСФСР был разработан проект и началось строительство «Персея» - первого советского океанографического НИС, специально оборудованного для комплексных научных исследований и плавания в арктических морях. Если не считать устаревшего «Андрея Первозванного», то в 20-30-х годах XX в. «Персей» являлся единственным НИС в составе экспедиционного флота Академии наук СССР, построенным по специальному проекту. В дальнейшем для проведения научных работ привлекались малотоннажные рыболовецкие суда, ледоколы или крупные морские транспорты, временно превращенные в экспедиционные НИС путем небольших переделок («Челюскин», «Сибиряков», «Литке», «Гагара», «Ленинградсовет», «Садко», «Русанов», «Таймыр», «Ингул» и др.).

    После окончания Второй мировой войны начался новый этап в развитии научно-исследовательского флота. Он отличался от предыдущих лет, с одной стороны, более сложными задачами в деле освоения Мирового океана, а с другой, - возросшими возможностями судостроительного производства и смежных отраслей промышленности, прежде всего приборостроения, радиоэлектроники и энергетики. С целью обеспечения систематических и планомерных исследований океанов и морей, возобновленных Академией наук СССР, в 1949 г. в строй вступило первое советское НИС послевоенной постройки «Витязь» (переоборудованное из германского судна «Марс»), оснащенное самой современной для своего времени бортовой научной аппаратурой. В течение второй половины XX в. научно-исследовательский флот АН СССР пополнился многими судами нового поколения, которые успешно участвовали в выполнении обширных океанографических работ по планам Академии наук и других ведомств СССР, а также по программам международного геофизического сотрудничества.

    Опубликовано: 20-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014