• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики


    Корабельные истории

     

    «Витязь» (третьего поколения)

    Корабельный состав академического научно-исследовательского флота (тактико-технические характеристики, оснащение и экспедиционная деятельность)

    Научно-исследовательское судно АН СССР, предназначенное для выполнения комплексных научных работ; флагман советского экспедиционного флота в 50-60-х годах.

    Идея постройки большого океанографического судна, способного продолжительное время вести исследования в самых отдаленных районах Мирового океана, возникла в военном 1943 г. в Лаборатории океанологии АН СССР, руководимой известным ученым-полярником академиком П.П. Ширшовым. Для этой цели в 1946 г. правительство выделило грузопассажирский теплоход «Марс» германской постройки, полученный по репарации, курсировавший между портами Балтийского и Северного морей. Поначалу он получил в СССР имя «Экватор». Не дожидаясь его переоборудования, в 1947 г. новое исследовательское судно было решено назвать «Витязем» - в память о русском корвете, который в 1886-1889 гг. во время кругосветного плавания под командованием капитана I ранга С.О. Макарова проводил изучение Тихого океана. (Первый «Витязь» связан с именем Н.Н. Миклухо-Маклая).

    «Витязь» (третьего поколения)

    Двухпалубный теплоход «Марс» был построен в 1939 г. в Бременхавене как морской фруктовоз длиной 109 м и водоизмещением 5,5 тыс. т. Одновальная дизельная установка позволяла развивать скорость до 13,5 уз., запас топлива обеспечивав дальность плавания 6 тыс. миль. Для размещения и перевозки грузов на «Марсе» имелось два носовых и один кормовой трюм с двумя люками. Экипаж насчитывал 38 человек, число пассажиров - 12. После окончания Великой Отечественной войны «Марс» вошел в состав Балтийского морского пароходства СССР.

    Проект переоборудования теплохода в НИС был разработан в Центральном проектно-конструкторском бюро № 1 Министерства морского флота (Ленинград, главный инженер Н.Н. Олчи- Оглу) при активном участии специалистов Института океанологии АН СССР (проф. В.Г. Богоров, главный инженер Н.Н. Сысоев, научный сотрудник Г.Н. Иванов-Францкевич, инженер М.М. Орлов и др.).

    27 января 1947 г. «Витязь» прибыл на судоремонтный завод в г. Висмар (ГДР), где в течение полутора лет находился на переоборудовании. При этом капитан судна В.Ф. Благирев и почти вся команда оставались на борту для оказания практической помощи немецким судостроителям и наблюдения за перестроечными работами,

    В процессе переоборудования в конструкцию и оснащение теплохода были внесены значительные изменения с учетом его нового назначения. Например, для более удобного и безопасного обслуживания научной аппаратуры на открытых площадках настлали деревянную палубу. Среднюю надстройку НИС удлинили на 11 м, что позволило построить и разместить в ней лаборатории, служебные помещения и каюты для руководящего состава. Всего на «Витязе» насчитывалось 14 лабораторий разного научного профиля (физическая, метеорологическая, микробиологическая, геохимическая, гидрологическая, геологическая, изотопная, акустическая и др.), оснащенные новейшей для своего времени аппаратурой, радиотрансляцией и автоматической телефонной связью.

    Значительная часть грузовых трюмов была переделана в удобные для жилья каюты, столовую для команды, служебные и санитарные помещения, а также механическую мастерскую по ремонту научной аппаратуры и хранилище собранных в экспедициях коллекций и отдельных образцов. Кроме того, в трюмах размещались дополнительные топливные диптанки и цистерны пресной воды, вспомогательная электростанция, рефрижераторы и различные кладовые.

    За счет увеличения количества дизель-генераторов электровооруженность теплохода возросла в 2 раза и была доведена до 470 кВт, а после модернизации в 1956 г. - до 554 кВт. В результате все механизмы «Витязя» (насосы, рулевые устройства, грузовые и экспедиционные лебедки, брашпиль и т.д.) удалось полностью электрифицировать. Главный двигатель судна - двухтактный семицилиндровый реверсивный дизель мощностью 3 тыс. л.с. - обеспечивал широкий диапазон скоростей от 13,5 до 4-5 уз., что заметно упрощало маневрирование НИС во время работ в заданных районах океанов и морей.

    По запасам топлива (700 т) дальность плавания «Витязя» увеличилась с 6 тыс. до 18,5 тыс. миль. Запасы провизии и пресной воды были рассчитаны на автономное плавание 136 человек (66 человек - экипаж и 70 человек - научный персонал) в течение 120 сут.

    Водоотливные средства, способные откачивать около 300 т воды в час, в сочетании с шестью водонепроницаемыми переборками позволяли судну сохранить положительную плавучесть в случае затопления одного из отсеков. Для борьбы с возгораниями и пожарами вдоль бортов «Витязя» были проложены водяные магистрали с отростками, а также предусмотрены эффективные углекислотные огнетушительные установки. В машинном отделении имелась воздушнопенная установка с подводкой вовнутрь топливных диптанков.

    Навигационное оборудование судна включало главный и путевые магнитные компасы, гирокомпас «Курс-4» с 12 репитерами и курсографом, электролаг ЛГ-25, два радиопеленгатора, два радиолокатора, эхолот-самописец. Судовая радиостанция давала возможность поддерживать устойчивую регулярную связь с любым пунктом земного шара.

    Переоборудование «Витязя» привело к заметному повышению центра тяжести судна и, как следствие, ухудшению его остойчивости. С целью ликвидации этого недостатка в трюмы было уложено около 400 т чугунного балласта, благодаря чему остойчивость значительно улучшилась, а качка стала чрезвычайно плавной, что позволяло производить работы даже в условиях 7-8-балльных штормов. Улучшению мореходных качеств «Витязя» в известной мере способствовали также удачно выбранные обводы корпуса. В то же время, как показал опыт плавания, из- за высокого надводного борта и большой парусности развитых надстроек «Витязь» имел сильный ветровой дрейф. При скорости ветра 18 м/с он достигал скорости 1,2 м/с, что вызывало значительное отклонение спущенных в воду тросов и серьезно мешало проведению работ с научной аппаратурой.

    Большое внимание судостроители и ученые уделили оснащению «Витязя» специальными устройствами и механизмами для обеспечения научных работ широкого профиля, а также внедрения в практику океанографии новых методик изучения и освоения Мирового океана. Основу составляли глубоководные якорные и траловые устройства, палубные лебедки различного назначения, поворотные грузовые стрелы, забортные рабочие площадки и др.

    Установленное в носовой части якорное устройство с мощной электроприводной лебедкой и двумя тросоведущими барабанами позволяло судну становиться на якорь и проводить исследования на многочасовых станциях в районах моря с глубиной до 10 км, ранее не доступных для океанографических работ. При этом, как показал опыт, два 250-300-килограммовых якоря, разнесенные друг от друга на расстояние до 50 м, способны удерживать «Витязь» на месте при скоростях течения до 0,5-0,8 м/с и скорости совпадающего по направлению ветра до 10-12 м/с (6-7 баллов по шкале Бофорта). Учитывая, что при подъеме тросов на зыби нагрузка в момент отрыва якорей от грунта не превышала 15 т, максимальное усилие якорной лебедки было выбрано с запасом и составляло 17 т при скорости сматывания и подъема троса 0,4 * 1,3 м/с. Для глубин больше 5 км длина стравливаемого в воду троса примерно на 30% превышает глубину места, в связи с чем тросоемкость якорной лебедки «Витязя» равнялась 12 450 м при переменном диаметре стального особопрочно- го троса 25-14 мм. Наличие мощного глубоководного якорного устройства позволило «Витязю» осуществить две наиболее глубокие многочасовые стоянки для производства научных работ: одну на глубине 9600 м в Курило-Камчатском желобе (май 1957 г.), вторую - на глубине 7690 м в зоне течений Куросио (апрель 1957 г.),

    Глубоководное траловое устройство, предназначенное для траления дна, взятия колонок грунта и других научных целей, имело тросоемкость 13,4 км и могло использоваться практически на любых глубинах Мирового океана. Учитывая, что при тралении на глубинах 11 км концевая нагрузка на трос составляла 1 т, максимальное тяговое усилие глубоководной траловой лебедки было рассчитано конструкторами на 7,3 т на случай непредвиденных обстоятельств. В качестве тралов на «Витязе» использовались 2,5-4- и 6-метровые тралы отечественного и иностранных образцов, снабженные тралографами для регистрации пройденного пути. Скорость спуска тралов под воду составляла 0,3-1,0 м, подъема на поверхность - 0,2-1,5 м. До глубоководных траловых работ, произведенных «Витязем» после вступления в состав экспедиционного флота АН СССР, в Мировом океане насчитывалось всего лишь два научных траления на глубинах от 7 до 8 км.

    Для обеспечения гидрологических, биологических и геологических работ на «Витязе» имелось 8 палубных электроприводных лебедок ГОЛ-55 и «Океан». Первые из них позволяли спускать за борт приборы (грунтовые трубки, дночерпатели и др.) весом до 300 кг. Лебедки же «Океан», сконструированные специально для «Витязя» на базе аэростатных лебедок ЛЗ-З, применялись при спуске аппаратуры такого же веса для глубин 5-6 км. Вблизи каждой из этих лебедок в фальшборту судна на уровне палубы были сделаны вырезы, в которые вмонтировали откидные выносные площадки размером 1 х 1 м для спуска научных приборов в воду и приема их обратно с помощью специальной поворотной стрелы грузоподъемностью 1,5 т.

    Общая площадь рабочих мест для экспедиционного состава на палубе составляла 300 кв. м, в лабораториях - 190 кв. м, что вполне соответствовало требованиям, предъявляемым к современным НИС комплексного назначения.

    Для работ на небольшом удалении от судна или на мелководье «Витязь» имел мореходный катер весом около 2,5 т и длиной 9 м с 20-сильным мотором.

    В переоборудовании и оснащении «Витязя» участвовал основоположник отечественной морской геологии чл.-корр. АН СССР П.Л. Безруков. (В дальнейшем он руководил геологическими работами на этом судне в ходе 4 экспедиций.)

    10 мая 1948 г., закончив первый (основной) этап переоборудования, «Витязь» прибыл из Висмара в Ленинград для окончательной достройки и укомплектования. После завершения второго этапа переоборудования (установка научной аппаратуры, монтаж траловой и гидрологических лебедок и т.д.) судно направилось для испытаний в Черное море и 20 марта 1949 г. ошвартовалось в Одесском порту.

    Пробный рейс прошел успешно, и 1 апреля «Витязь» вошел в состав экспедиционного флота АН СССР.

    В научном отношении он был передан в ведение Института океанологии АН СССР с постоянной припиской к порту Владивосток, куда благополучно прибыл летом 1949 г. На тот период «Витязь» являлся единственным специально оборудованным крупнотоннажным НИС в мире, что предопределило его лидерство в изучении и освоении Мирового океана.

    Выполнив 22 экспедиционных рейса, в 1956 г. «Витязь» был поставлен на ремонт и модернизацию. В течение почти полутора лет, с учетом накопленного опыта плавания, на нем значительно обновили оборудование одной из судовых электростанций, установили кормовой пост управления судном, смонтировали опреснитель, заменили глубоководные эхолоты, реконструировали помещение радиостанции и штурманской рубки. Внедрение в практику судовождения и производства научных работ новейшей электронной аппаратуры, в том числе и с дистанционным управлением, потребовало создания на НИС лаборатории техники. Кроме того, его оснастили более надежными в эксплуатации якорной и траловой лебедками с повышенным тяговым усилием. Все это способствовало заметному повышению научно-исследовательских возможностей флагмана советского экспедиционного флота.

    В истории научно-экспедиционной деятельности «Витязя» ученые-океанологи четко выделяют несколько хронологически последовательных этапов, когда исследовались преимущественно отдельные акватории Мирового океана.

    На первом этапе (1949-1956 гг.) «Витязь» в основном занимался детальным изучением гидрологии, метеорологии, геологии и биологии советских дальневосточных морей (Японского, Охотского и Берингова), посвятив этому 24 рейса, первый из которых возглавлял крупный ученый-океанолог JI.A. Зенкевич.

    В ходе работ были получены уточненные данные о направлениях и скорости морских подводных течений, глубинах и рельефе дна в различных точках дальневосточных морей, выяснены сезонные гидрологические особенности промысловых районов, обнаружены неизвестные подводные хребты и глубоководные впадины и т.д. В 1953 г., в 14 рейсе, была измерена наибольшая глубина Курило-Камчатской впадины, достигающая 10542 м. Там же несколько раньше впервые в мире «Витязь» успешно провел поисковое траление на глубине 8100 м и наглядно доказал существование жизни на максимальных океанических глубинах, поймав совершенно новые виды рыб, обитавших на глубинах 7,5 тыс. м. Оценивая результаты работы «Витязя» на первом этапе его экспедиционной деятельности, специалисты отмечают, что они по праву стали поворотным моментом в познании особенностей обширной акватории дальневосточных морей, имеющих важное народнохозяйственное и военное значение. После работ «Витязя» эта часть Мирового океана стала в то время одной из наиболее изученных.

    В 1957-1959 гг. (второй этап), работая по программам Международного геофизического года и Международного геофизического сотрудничества (МГГ-МГС), прошедший модернизацию «Витязь» вышел на просторы Тихого океана, совершив четыре экспедиционных рейса. Совместно с советскими и иностранными НИС он участвовал в широкомасштабных исследованиях в западной, северной и центральной частях Тихого океана.

    Изучая движение вод, «Витязь» первым обнаружил наличие глубинного противотечения под Северным экваториальным течением и сумел определить на глубине 1 тыс. м его максимальную скорость 16 см/с. Исследуя наиболее глубоководные районы Тихого океана, советские океанологи открыли вблизи островов Санта-Крус еще один желоб, благодаря чему на картах появилась непрерывная цепь впадин с глубинами более 6100 м, одна из которых носит имя «Витязь». Кроме того, было обнаружено много подводных хребтов и расселин, измерено и сфотографировано 12 самых глубоких желобов Тихого океана, в том числе Тонга, Кермадек, Новогебридский и др. В результате к впадине «Витязь» еще добавились подводная возвышенность академика Обручева и академика Шатского, подводные хребты имени Академии Наук и профессора Богорова, подводные горы адмиралов Макарова и Исакова, академиков Вавилова, Бардина и Ширшова, полярника Папанина, космонавтов Гагарина и Титова. Учитывая, что некоторые западные специалисты считали возможным использовать, например, отдаленный желоб Тонга для захоронения радиоактивных отходов, «Витязь» большое внимание уделил исследованию этого крайне острого вопроса.

    С этой целью были проанализированы химико-физические, гидрологические и биологические процессы, протекающие в глубоководном желобе Тонга, а также обследован рельеф его дна. В результате выяснилось, что перемешивание вод в глубоководных тихоокеанских желобах происходит достаточно интенсивно, в связи с чем перешедшие в раствор радиоактивные вещества неизбежно будут вынесены в поверхностный слой океана, где рано или поздно попадут в организмы растений и морских животных. Этот вывод позволил видным советским ученым чл.-корр. АН СССР В.Г. Богорову и чл.-корр. АН УССР Е.М. Крежу заявить о смертельной опасности и недопустимости захоронения радиоактивных отходов в океанических желобах. Комплексные исследования «Витязя» в Тихом океане по программам МГГ-МГС получили мировое признание. Один из руководителей экспедиции проф. JI.A. Зенкевич был награжден Французским океанографическим институтом высшей наградой Института - медалью «Памяти Альберта I Монакского».

    Следующий (третий) этап научно-исследовательской работы «Витязя» (1960-1965 гг.) проходил в Индийском океане в рамках широкомасштабной Международной индоокеанской экспедиции, поскольку океанологическая изученность этого океана к тому времени была существенно ниже остальных.

    В ходе работ «Витязь» обнаружил на глубине 75-100 м и с помощью инструментальных измерений обрисовал новое восточное течение по всей ширине тропических вод Индийского океана. Это открытие теперь бесспорно признано и нанесено на океанографические карты Индийского океана как течение Б.А. Тареева - в честь известного отечественного ученого-мореведа.

    Пройдя с эхолотным промером в общей сложности около 60 тыс. миль, «Витязь» собрал огромный фактологический материал по рельефу дна. При этом были сделаны крупные открытия в области геоморфологии дна, уточнены границы и характер рельефа крупнейших подводных хребтов и котловин, а также открыты ранее не известные подводные хребты, горы, вулканы и желоба (например, Восточно-Индийский хребет, протянувшийся более чем на 2600 миль в меридиональном направлении). Систематически велись исследования по рудообразованию, в первую очередь по железомарганцевым конкрециям, а затем и по фосфоритам на дне Индийского океана. В связи с постановкой вопроса о промышленном использовании конкреций работы «Витязя» приобрели фундаментальное значение, поскольку обеспечивали дальнейшие поиски и разведку рудных полезных ископаемых.

    Несмотря на обширные океанские акватории и разнообразие задач перед отдельными экспедициями, первые три этапа исследовательной деятельности «Витязя» были объединены общим характером работ и велись комплексно. Как правило, в одном и том же рейсе совмещались гидрологические, биологические и непременно метеорологические работы. Однако начиная с 1965 г., в исследованиях «Витязя» выделяется четвертый этап, когда работы приобрели специализированный характер, т.е. в каждом рейсе решались задачи преимущественно одной океанологической дисциплины, остальные же отходили на второй план.

    В 1966-1979 гг. «Витязь» продолжал работать в Тихом и Индийском океанах по специализированным отечественным и международным программам. Любопытный факт: в 1970 г. экипаж «Витязя» под командованием капитана А.С. Свитайло установил на берегу Маклая (Новая Гвинея) памятный знак в честь пребывания здесь знаменитого русского исследователя и путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая (1846-1888).

    Два длительных рейса (1977-1978 гг.) прошли в Атлантическом океане, куда «Витязь» перешел для выполнения совместных работ по советско-американской программе «ПОЛИМОДЕ», направленной на изучение океанских волн и вихрей и их взаимодействие с циркуляцией океанских вод.

    За свою 30-летнюю службу в составе экспедиционного флота АН СССР «Витязь» совершил 65 рейсов, оставив за кормой почти 800 тыс. миль и посетив около 100 портов 49 стран Тихого, Индийского и Атлантического океанов. Научные экспедиции в разное время возглавляли такие выдающиеся ученые, как академики Л.А. Зенкевич и А.С. Монин, профессора В.Г. Богоров, С.В. Бруевич, А.Д. Добровольский и В.Г. Корт, д.г.н. Г.Н. Иванов-Францкевич, д.ф.-м.н. Ю.П. Непрочнов, а также А.А. Аксенов, В.И. Войтов, И.М. Овчинников, Г.Б. Удинцев, Л.В. Фомин и др.

    Последний экспедиционный рейс «Витязь» совершил в феврале-апреле 1979 г. в Атлантический океан, после чего был выведен из состава научно-исследовательского флота АН СССР. В настоящее время знаменитое российское судно-ветеран стоит на плаву в Калининграде и используется в качестве главного экспоната музея Мирового океана.

    Опубликовано: 20-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014