• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики


    Корабельные истории

     

    Становление и развитие академического научно-исследовательского флота и морских исследований

    История научно-исследовательского флота России

    Изучение Мирового океана и, в первую очередь, морей, омывающих берега Советского Союза, возобновилось после образования в марте 1921 г. Плавучего морского научного института (Плавморин). В распоряжение института был предоставлен ледокольный пароход «Малыгин» (бывш. «Соловей Будимирович»). В августе-сентябре 1921 г. научная экспедиция Плавморина (Вторая Карская) под руководством И.И. Месяцева проводила первые при советской власти океанографические работы в горле Белого моря, у западных и северо-западных берегов Новой Земли и в Карском море. Было выполнено 60 комплексных океанографических станций.

    Летом 1929 г. по инициативе Месяцева Плавморин был объединен с существовавшей с 1899 г. Мурманской биологической станцией. Новое учреждение стало называться Государственным океанографическим институтом (ГОИН), важнейшей задачей которого стала биологическая океанография для развития рыбной промышленности.

    Было положено также начало всесторонним и планомерным гидрометеорологическим и океанологическим исследованиям не только северных морей, но, со временем, всего Мирового океана. Для исследований использовались корабли и суда различных ведомств и учреждений, но с обязательным участием или даже нередко под руководством ученых Академии наук.

    В 1923-1935 гг. океанографические экспедиции работали на Черном и Азовском морях. Ряд из них возглавлялись известными учеными Ю.М. Шокальским и В.А. Снежинским (впоследствии ставшим инженер-контр-адмиралом). Рейсы совершали пароходы «Ингул», «Дунай», «Гидрограф». Была составлена батиметрическая карта морей, изучался их химический и солевой состав.

    В 1922-1926 гг. проведена комплексная океанологическая экспедиция (руководитель К.М. Дерюгин) по изучению Белого моря.

    Каспийское море, главным образом его северная часть, в первой половине XX в. исследовалось экспедициями, которыми руководили Н.М. Книпович и Н.С. Курнаков.

    Изучением Дальневосточных морей в 1928-1935 гг. занимались ученые Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и Дальневосточного научно-исследовательского геофизического института, а также гидрографические экспедиции. В 1929 г. экспедиция на ледокольном пароходе «Г. Седов» (руководитель - академик О.Ю. Шмидт) подняла советский флаг на Земле Франца-Иосифа и организовала в бухте Тикси самую северную в мире географическую обсерваторию.

    В ходе Международного полярного года (1932-1933) океанографические работы на дальневосточных морях выполнялись Большой Тихоокеанской экспедицией (руководитель К.М. Дерюгин). В исследованиях участвовали суда «Гагара», «Дальневосточник», «Красноармеец», «Россиянин» и др. В результате исследований получен материал о физических параметрах дальневосточных вод, выявлены рыбные запасы, пути их миграции. Исследования Чукотского и Берингова морей проводил Г. Ратманов на судах «Дальневосточник» и «Красноармеец».

    В работах на Карском море по программе Международного полярного года принимали участие научно-исследовательские суда «Персей» и «Н. Книпович», пароходы «Таймыр» и «Русанов». На парусно-моторном боте «Н. Книпович» летом 1932 г. группа ученых обошла вокруг Земли Франца-Иосифа, выполнив ценные океанографические исследования, а в 1935 г. совершена океанографическая экспедиция и съемка в Баренцевом море к югу от 75-й параллели.

    Под руководством Г.А. Ушакова и Н.Н. Зубова проведена высокоширотная экспедиция на пароходе «Садко».

    С целью объединения усилий ученых в исследовании Мирового океана в 1939 г. в Академии наук была учреждена Океанографическая комиссия во главе с академиком П.П. Ширшовым. Председателями комиссии были в разное время академики JI.A. Зенкевич и JI.M. Бреховских. Комиссия формировала программы исследований Мирового океана, планировала и организовывала морские экспедиции.

    Большинство научно-исследовательских судов первого поколения создавалось на базе транспортных и промысловых судов.

    Становление и развитие академического научно-исследовательского флота и морских исследований

    Материалы океанографических работ в 20-40-х годах не только использовались в народном хозяйстве, но и оказались необходимыми Военно-Морскому флоту в годы Великой Отечественной войны. Они учитывались в боевых походах подводных лодок, при постановке минных заграждений и при поиске мин, а также в ряде других действий флота.

    Весной 1941 г. группа ученых (Н.Н. Андреев, JI.M. Брехов- ских и др.) начала исследования на Черном и Каспийском морях с целью разработки методов и средств борьбы с акустическим минным оружием.

    В годы Великой Отечественной войны исследования Мирового океана были практически прерваны. Морские научно-исследовательские суда стали использоваться исключительно по заданиям ВМФ.

    Первые океанографические исследования после окончания Великой Отечественной войны были проведены в 1948-1951 гг. на судне «Экватор» (бывшем «Метеоре»). Районы исследований - Балтийское и Баренцево моря, Северная Атлантика. Инициатором этих исследований был начальник Главной морской обсерватории Военно-Морского флота инженер-подполковник В.Г. Корт. Экспедициями получены данные о развитии и затухании морских течений, по метеорологии и аэрологии, гидрооптике и атмосферной оптике, гидрологии и теплообмену атмосферы с океаном, а также другие результаты.

    В 1946 г. был основан Институт океанологии Академии наук им. П.П. Ширшова на базе Лаборатории океанологии АН

    СССР1. На Институт возложена задача изучения закономерностей физических и биологических процессов, происходящих в Мировом океане. Институту были приданы многие научно-исследовательские суда. Кроме основного центра в Москве, Институт океанологии имеет еще два периферийных отделения. Одно - в Калининграде - Атлантическое, другое, близ Геленджика - Южное. Отделения ведут самостоятельные исследования и, кроме того, обеспечивают базирование научно-исследовательских судов.

    В 1948 г. основан Морской гидрофизический институт АН СССР, переданный в 1961 г. в состав Академии наук Украинской ССР (МГИ АН Украины). Здесь начали вести работы в области физики моря. Институт находится в Севастополе. Там же создан Институт биологии южных морей. Эти институты во второй половине XX в. располагали научно-исследовательскими судами «Академик А. Ковалевский», «Михаил Ломоносов», «Академик Вернадский», «Профессор Водяницкий» и др.

    К Дальневосточному отделению Академии наук СССР отнесены Сахалинский комплексный научно-исслодовательский институт, Тихоокеанский океанографический институт и Институт вулканологии. Все они имели несколько научно-исследовательских судов, поначалу преимущественно пореоборудованных из судов другого назначения.

    Так, организованная в 1952 г. Межведомственная Дальневосточная экспедиция под руководством В.В. Тимонова использовала для исследований суда «Гидролог», «Пластун» и «Дальневосточник», а позже - «Витязь». Результаты этой экспедиции принесли пользу развитию надводной и подводной навигации, а также изучению гидрологического режима Охотского моря. Организацией крупных научных исследований в Мировом океане занималась в тот период уже упоминавшаяся Океанографическая комиссия при Президенте АН СССР.

    В 1951 г. в аппарате Президиума АН СССР, с целью упорядочения использования экспедиционных судов и обобщения опыта морских исследований, был создан Отдел морских экспедиционных работ (ОМЭР). В течение почти трех десятков лет его возглавлял знаменитый полярник Дважды Герой Советского Союза контр-адмирал И.Д. Папанин2.

    1          В настоящее время Институт океанологии им. П.П. Ширшова возглавляет чл.-корр. РАН С.С. Лаппо.

    2          Ныне этот отдел (Отдел флота РАН) возглавляет академик Г.В. Смирнов, а его предшественником был вице-адмирал Р.Д. Филонович.

    В 1948 г. в состав академического флота СССР вошло первое крупное научно-исследовательское судно «Витязь», переоборудованное из германского судна «Марс». Советские ученые получили возможность приступить к планомерному исследованию глубоководных впадин, составлению геоморфологических карт, изучению флоры и фауны Мирового океана. На долгие годы «Витязь» стал флагманом кораблей науки.

    К сожалению, за первое послевоенное десятилетие (1946- 1955 гг.) не было построено ни одного научно-исследовательского судна. Только в 60-70-х годах академический флот получил новые суда, специально предназначенные для океанографических исследований. Их строили на верфях Германии (ГДР) и Польши. Исследовательские работы развернулись на всей акватории Мирового океана, но, как и раньше, в первую очередь на морях, омывающих берега СССР, а также на внутренних водоемах.

    Ведущую роль в исследованиях Атлантического океана сыграли в 60-х годах экспедиционные рейсы научно-исследовательского судна «Михаил Ломоносов». За период с 1957 по 1966 г. экспедициями на этом судне собран обширный материал по физико-химическим и биологическим процессам, происходящим в толще океана и атмосфере.

    Научно-исследовательскими судами Акустического института АН СССР (АКИН) «Сергей Вавилов» и «Петр Лебедев», работавшими в паре, выполнялись исследования в интересах развития гидроакустики и совершенствования гидролокационной техники для ВМФ.

    Становление и развитие академического научно-исследовательского флота и морских исследований

    С 1954 г. в исследованиях тихоокеанского бассейна много участвовал «Витязь». Вместе с ним и некоторыми другими крупными судами большой объем океанографических и гидробиологических исследований выполняли малые экспедиционные суда. В основном, это были переоборудованные средние рыболовные траулеры, такие как «Гидролог», «Первенец» и др., как правило, принадлежащие неакадемическим учреждениям (ДВНИИГМИ, ТИНРО).

    Экспедиционные рейсы в Индийский океан совершали академические суда «Витязь» и «Михаил Ломоносов», а также ряд судов других ведомств.

    Ученые Академии наук СССР принимали участие в исследованиях Южного океана и района Антарктиды, но на судах, не принадлежавших Академии наук. Это, прежде всего, дизель-электроходы «Обь» и «Лена» и ряд других судов. Руководили Антарктическими экспедициями ученые Академии наук В.Г. Корт, Е.К. Федоров, А.Ф. Трешников.

    Значительным научным мероприятием в области океанографии стал Международный геофизический год, начавшийся в июле 1957 г. и продолжавшийся в течение двух лет, когда для исследований морей и океанов было снаряжено более 30 экспедиций. В Атлантическом океане работали «Михаил Ломоносов», «Седов», «Экватор». Было открыто новое мощное течение, названное именем Ломоносова.

    В ходе изучения глубоководных впадин в Тихом океане экспедициям на «Витязе» удалось обнаружить наибольшую глубину Курильско-Камчатской впадины 10 542 м, а в 1957 г. была установлена максимальная глубина Мирового океана 11 034 м (Марианская впадина у о-ва Гуам). Воды Индийского океана и Антарктики и их взаимодействие с атмосферой изучались экспедицией на дизель-электроходе «Обь». Вместе с «Витязем» был выполнен меридиональный разрез от Берингова пролива до берегов Антарктиды. В 1958 г. введена в эксплуатацию первая в мире научно-исследовательская подводная лодка «Северянка».

    Успехи советских морских экспедиций стали получать заслуженное признание в мире. И это отмечалось, в частности, на Первом Международном океанографическом конгрессе, летом 1959 г. в Нью-Йорке. Советские ученые прибыли туда на борту «Михаила Ломоносова». Ознакомление с работой американских коллег в то же время показало и отставание советских океанографов, в первую очередь, в техническом оснащении исследований. Если американцы уже ввели в практику исследований преимущественно автоматические и электронные приборы, то в советских исследованиях преобладало применение приборов, основанных на принципах механики. Требовалось современное оснащение академического флота. Российские ученые использовали стандартную аппаратуру: батометры, психрометры, термобатиграфы, вертушки течений, эхолоты и др. Ряд научных задач решался с помощью экспериментальных макетов и опытных образцов, проверяемых непосредственно в рейсе. На ходу судна для измерения температуры, скорости звука, прозрачности воды, параметров волнения применялись буксируемые датчики, автономные буйковые станции с продолжительностью работы от нескольких суток до нескольких лет. В 60-х годах для исследований в области акустики океана стали применяться автономные донные станции в виде сферы, устанавливаемые на глубинах до 6000 м. Внутри сферы размещен 8-канальный регистратор шумов моря. С помощью электронного батитермографа «Нырок», которым оснащались НИС, производилась автоматическая запись распределения температуры воды по глубине.

    Важным моментом в развитии академического научно-исследовательского флота стало распоряжение Президиума АН СССР, подписанное М.В. Келдышем 15 марта 1962 г. и связанное с решением о строительстве судов в ГДР:

    «Для обеспечения проектирования и строительства научно- исследовательского судна и поставок для него из Советского Союза обязать:

    Отдел морских экспедиционных работ (т. Папанин И. Д.):

    а)         осуществлять руководство проектированием и постройкой научно-исследовательского судна в соответствии с требованиями, указанными в распоряжении АН СССР от 23 июля 1960 г., и обеспечивать с участием заинтересованных институтов АН СССР и других ведомств необходимую подготовку проектной документации и изготовления оборудования для судна;

    б)         представить в июле 1962 г. в Центракадемснаб техдокументацию на оборудование и приборы, подлежащие поставке в 1962-1963 гг. в ГДР для завода-строителя научно-исследовательского судна» [8. On. 1. С. 37].

    Первым научно-исследовательским судном, построенным в 1965 г. (с опозданием от плана на год) на верфи г. Висмар (ГДР), стал «Академик Курчатов» на базе проекта, по которому строились пассажирские теплоходы типа «Михаил Калинин». За ним для СССР были построены еще шесть кораблей науки «Профессор Визе», «Академик Сергей Королев», «Академик Ширшов», «Профессор Зубов», «Академик Вернадский», «Дмитрий Менделеев».

    На начало 1961 г. экспедиционный флот АН СССР состоял из 37 морских судов, в том числе ряд судов - заграничного плавания. Это - «Витязь» и «Академик Вавилов» Института океанологии, «Петр Лебедев» и «Сергей Вавилов» Акустического института, «Заря» Института земного магнетизма, «Михаил Ломоносов» Морского гидрофизического института. С учетом малотоннажных морских речных и озерных научно-исследовательских судов численность академического флота достигла в то время 60 единиц.

    В 1963 г. научно-иссдедовательские суда имели следующие научные учреждения Академии наук СССР:

    · Институт океанологии;

    · Институт земного магнетизма и распространения радиоволн (ИЗМИРАН);

    · Институт биологии внутренних водных бассейнов;

    · Мурманский морской биологический институт;

    · Карельский филиал АН СССР;

    · Уральский филиал АН СССР (Салехардский стационар);

    · Лимнологический институт Сибирского отделения АН СССР;

    · Институт биологии южных морей АН УССР;

    · Морской гидрофизический институт АН УССР;

    · Акустический институт АН СССР и Госкомитета по радиоэлектронике3.

    К исследованиям Мирового океана по планам Академии наук нередко продолжали привлекаться суда других ведомств и учреждений. Так, в 60-х годах исследования в Северной Атлантике, Баренцевом и Норвежском морях выполнял пароход «Батайск», принадлежавший Мурманскому мореходному училищу в качестве учебно-научного судна (руководитель экспедиции М.М. Ермолаев, участвовавший в организации и проведении Второго Международного геофизического года).

    В 1964 г. построено первое в СССР научно-промысловое судно «Академик Книпович» (водоизмещение 3730 т, скорость хода 13 уз.).

    Безусловно, исследования Мирового океана в большой мере связаны с потребностями Военно-Морского флота. Так, создание современных боевых кораблей и образцов морского вооружения невозможно без детального изучения физических и химических свойств вод и особенностей дна Мирового океана. Совершенствование гидроакустической техники, например, во многом базируется на исследованиях условий распространения звука в морской воде, распределения плотности и температуры по вертикали и др.

    Изучение аномалий гравитационного поля Земли связано с использованием баллистических ракет с подводных лодок.

    Начало интенсивного плавания подводных лодок в северных и околополюсных широтах потребовало изучения толщины арктических льдов, их прочности, расположения полыний, направления движений ледовых полей и т.д.

    3 В этом перечне отсутствует Дальневосточный филиал АН СССР, которому, безусловно, принадлежал ряд научно-исследовательских судов.

    Запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 г. и космический полет первого в мире космонавта Юрия Гагарина в 1961 г. потребовали формирования специального отряда судов космической службы для исследований верхних слоев атмосферы и космического пространства. Такие суда были построены заново. Это - «Космонавт Юрий Гагарин», «Космонавт Владимир Комаров» др. Кроме того, для этих же целей использовали после соответствующего переоборудования некоторые суда другого назначения - «Боровичи», «Невель» (лесовозы, сухогрузы).

    Суда космической службы в течение нескольких лет находились в составе научно-исследовательского флота АН СССР.

    В целом, космический флот АН СССР («Звездная флотилия») насчитывал 11 кораблей, которые контролировали орбиты полетов космических аппаратов, вели прием телеметрической информации и обеспечивали радиосвязь с акваторий Тихого и Атлантического океанов с экипажами космических кораблей и с береговыми пунктами.

    В конце 70-х годов суда космической службы были переданы из Академии наук СССР в другие ведомства (военно-космические войска РВСН и др.). Как корабли слежения они вместе с кораблями-измерительными комплексами (типа «Урал») используются при обработке и испытаниях межконтинентальных баллистических ракет и ракет средней дальности для определения координат точек падения головных частей ракет, оценки рассеивания ракет и измерений других характеристик ракетного оружия. Корабли оснащаются радиолокационными, радиотелеметрическими, оптическими и гидроакустическими средствами, системой единого времени и вычислительными комплексами, компьютерной техникой, высокоточными навигационными системами, развитой аппаратурой радиосвязи4. В 1970 г. было признано целесообразным строить научно-исследовательские суда на базе типовых проектов, которые имели бы одинаковые главные размерения и конструкцию корпуса, единую энергетическую установку и единые принципы расположения служебных и жилых помещений. Первым из них стало судно «Валериан Урываев» (не вошедшее в состав флота АН СССР), водоизмещением 1100 т, с дальностью плавания 10 тыс. миль и скоростью хода 12 уз.

    4 В связи с распадом СССР и переходом России к рыночной экономике численность судов «Звездной флотилии» существенно сократилась. К началу XXI в. остались всего два судна космической службы - «Космонавт Георгий Добровольский», находящееся в Санкт-Петербурге, и «Космонавт Виктор Пацаев», ошвартованное у набережной Петра Великого в Калининграде. На последнем из них открыты экспозиции музея Мирового океана.

    3 Краснов В.Н.

    В мае 1976 г. по этому проекту Академия наук СССР получила два научно-исследовательских судна - «Профессор Богоров» и «Профессор Штокман». Два других судна - «Профессор Колесников» и «Профессор Водяницкий» были переданы Морскому гидрофизическому институту АН УССР. Судно «Вулканолог» передано Дальневосточному научному центру, а «Аюдаг» из Минморфлота - АН Эстонской ССР.

    Академия наук СССР стала одним из самых крупных в мире владельцев экспедиционных судов. В отчете Отдела морских экспедиционных работ АН СССР за 1966 г. отмечается, что научные учреждения АН СССР имеют 44 судна, в том числе 4 крупнотоннажных океанских, 7 среднетоннажных, ведущих исследовательские работы в морях, а остальные суда - небольшого тоннажа, работающие в прибрежной зоне морей, внутренних водных бассейнах и реках.

    На содержание академического флота расходовалось 27 227 тыс. руб. в год.

    С 1980 г. флагманом научно-исследовательского флота АН СССР стало новое судно «Академик Мстислав Келдыш», оснащенное самой современной техникой. На его борту - подводные аппараты - «Мир-1» и «Мир-2», способные погружаться на глубину 6 тыс. м.

    Научной основой экспедиций в Мировой океан по-прежнему оставались фундаментальные исследования по физической океанологии и физике атмосферы, гидрохимии и геохимии, морской геологии, геофизике и гидробиологии, а также изучение верхних слоев атмосферы и космического пространства.

    Первой официальной программой отечественных океанологических исследований была Государственная научно-техническая программа «Комплексные исследования океанов и морей Арктики и Антарктики». Принятая в конце 60-х годов, она являлась руководящим документом более трех десятилетий, в течение которых Программа расширялась (за рамки Арктики и Антарктики) и конкретизировалась.

    В 80-х годах в практику экспедиционных работ была включена «Национальная программа исследований взаимодействия океана и атмосферы в целях разработки долгосрочного прогноза погоды и теории климата» (Программа «Разрезы»). Главной составляющей программы являлась концепция энергоактивных зон океана, к которым относились, в частности, Норвежская, Ньюфаундлендская, Бермудская (зоны Гольфстрима), Куросио, тропическая Атлантика. При этом проводились океанографические, метеорологические, радиационные, самолетные и спутниковые наблюдения.

    Следует заметить, что программу «Разрезы» удалось реализовать лишь частично; с началом перестройки в стране многие экспериментальные исследования в Океане практически прекратились.

    В целом в период с 1970 по 1990 г. два десятка судов Академии наук общим водоизмещением 60 тыс. т и ежегодно выполняли около 45 рейсов в наиболее важные регионы Мирового океана, выявив совершенно новые данные о водах и характере донных пород океанов и морей. В частности, была обнаружена мезопят- нистость океана - горизонтальные неоднородности протяженностью до нескольких десятков километров. Например, в пассатной зоне Северной Атлантики - своеобразные линзы воды диаметром около 50 км, отличающиеся от окружающих вод температурой и соленостью и существующие в течение месяца и более.

    В 1970 г. советские ученые, работая на шести научно-исследовательских судах в Атлантическом океане на полигоне размером 270 х 270 миль, сделали открытие огромного научного значения. Было обнаружено ранее не известное явление - синоптические вихри, подобные атмосферным циклонам. Ученые считают, что в них заключено около 90% энергии Мирового океана.

    Много нового обнаружено в геологии дна океана в экспедициях на научно-исследовательском судне «Академик Николай Страхов», принадлежащем Геологическому институту, и в частности, разломные структуры, простирающиеся на тысячи километров, имеющие сложное внутреннее строение. Этот факт и распределение магматических пород в океане, а также другие наблюдения позволили ученым сделать вывод об особом пути образования океанов.

    В 1973 г. научно-исследовательский флот пополнился новым судном «Агат» малого водизмещения (267 т), предназначенным для геологических и геофизических работ на внутренних и окраинных морях. По унифицированному проекту стали строиться электроразведочные, а также гидролого-гидрохимические суда типа «Меркурий».

    В 1976 г. передана в опытную эксплуатацию подводная лаборатория «Бентос-300». Она предназначена для длительных научных биологических и ихтиологических исследований Мирового океана (экипаж 12 человек, скорость подводного хода 1,5 уз.). В этом же году прошел испытания обитаемый динамически стабилизированный подводный аппарат «ОСА-3-600» для исследований на значительных глубинах (экипаж 3 человека). Завершены испытания универсального автономного обитаемого подводного аппарата «Шельф» (экипаж 2 человека).

    Все сведения о плавании научно-исследовательских судов и результаты морских экспедиций поступали, обрабатывались и систематизировались в Росгидрометцентре и во ВНИИГМИМИД.

    Многие экспедиционные рейсы судов научно-исследовательского флота организовывались и выполнялись, как уже указывалось, в интересах Военно-Морского флота.

    Результаты исследований использовались в боевых походах подводных лодок, повышении их скрытности, при применении кораблями минного оружия и противоминных средств, и особенно при использовании гидроакустической техники. Ее эффективность напрямую зависит от вертикального распределения температуры и плотности воды, скорости звука. Так, в ходе исследований Мирового океана был обнаружен подводный звуковой канал, в оси которого звук распространяется на многие сотни километров. Это явление учитывается при создании и эксплуатации гидролокаторов, систем звукоподводной связи и навигации, выборе оптимальной глубины погружения подводных лодок.

    Исследования вод и льдов Арктического бассейна позволило более успешно решить задачу безопасного подледного плавания и всплытия подводных лодок в высоких и околополюсных широтах, а также определить возможность использования Северного морского пути для межтеатровых переходов боевых кораблей (Северный флот - Тихоокеанский флот).

    Результаты экспедиционных рейсов научно-исследовательских судов, связанные с интересами Военно-Морского флота или совершенные по заданиям Министерства обороны, анализировались и учитывались в Главном штабе ВМФ и в военных НИИ.

    К началу 1991 г. численность исследовательского флота Советского Союза составляла 293 судна общей валовой вместимостью 537 928 т. В их числе оставалось 25 морских судов неограниченного океанского плавания (водоизмещением более 1 тыс.).

    Последними судами, пополнившими флот Академии наук к началу XXI в., стали «Сергей Вавилов» и «Академик Иоффе», ориентированные на акустические исследования в Мировом океане.

    По данным Отдела флота РАН численность научного состава, работавшего в экспедициях к 1988 г., достигла 2349 человек. Они провели в экспедициях 5470 суток. Ежегодно выполнялось до 76 рейсов НИС. Длительность рейсов крупных судов не превышала трех месяцев.

    После распада СССР и в связи с переходом к рыночной экономике научно-исследовательский флот Российской академии наук стал насчитывать всего 24 судна, из них 16 судов неограниченного района плавания. Их возраст составляет от 11 («Академик Иоффе») до 24 лет («Профессор Богоров»). Из состава крупных судов академического флота 5 судов принадлежат Институту океанологии им. П.П. Ширшова, 7 - Дальневосточному отделению РАН, 2 - Мурманскому морскому биологическому институту и по одному - Геологическому и Геохимическому институтам РАН.

    Украиной было национализировано 82 судна. Не имея необходимого финансирования, к 1995 г. число судов в этой стране сократили до 54. Затем пошли на слом такие суда как «Космонавт Юрий Гагарин» и «Академик Сергей Королев», а за ними «Академик А. Ковалевский», «Михаил Ломоносов» и ряд других.

    Из-за резкого сокращения финансирования плановых экспедиционных работ часть академических научно-исследовательских судов стала использоваться в коммерческих рейсах, не имеющих отношения к океанографическим исследованиям.

    Заметные изменения к лучшему появились в годовом бюджете 2003 г. в части финансирования науки. Это вселяет надежду на возобновление в будущем морских научных экспедиций и дальнейшее развитие отечественного научно-исследовательского флота. Постепенно возобновляется строительство новых судов. Так, летом 2002 г. из эллинга Хабаровского судостроительного завода спущено на воду научно-исследовательское судно НИС-5 водоизмещением 1,5 тыс. т, длиной 61, шириной 12 м. Оно будет передано Тихоокеанскому институту рыбного хозяйства и океанографии. Назначение судна - изучение рыбных запасов Дальневосточных морей и выполнение съемок морского дна.

    В 1997 г. Указом Президента Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Мировой океан», в которой одна из подпрограмм названа «Исследование природы Мирового океана», а ее головным исполнителем определена Российская академия наук.

    Подпрограмма включает следующие направления:

    •           исследование природной среды и ключевых процессов, происходящих в Мировом океане и смежных сферах;

    •           фундаментальные исследования проблем взаимодействия океана и атмосферы;

    •           исследования континентального шельфа, исключительной экономической зоны, территориального моря и прибрежной зоны России;

    •           изучение и мониторинг состояния Мирового океана и гидрометеорологической обстановки в морях России в целях обеспечения хозяйственной и оборонной деятельности;

    •           изучение динамики экосистем, морских биологических ресурсов и выявление новых районов промысла морепродуктов на основе оценки биопродуктивности различных акваторий Мирового океана;

    •           исследование строения и развития земной коры дна морей и океанов, прогноз и оценка минеральных ресурсов;

    •           обеспечение безопасности мореплавания, навигационно-гидро- графическое и гидрометеорологическое обеспечение выполнения оборонных и народнохозяйственных задач;

    •           исследование проблем природных и антропогенных чрезвычайных экологических ситуаций в морских акваториях и прибрежных районах (землетрясений, цунами, пожаров, наводнений, извержений вулканов, разливов нефти и т.д.);

    •           изучение и мониторинг загрязнения Мирового океана, в особенности в прибрежной зоне.

    Можно надеяться, что реализация Федеральной целевой программы «Мировой океан» изменит к лучшему сегодняшнее положение с развитием отечественной практической океанологии, а научно-исследовательский флот Российской академии наук вновь займет достойное место в экспедиционно-исследовательской деятельности на просторах Мирового океана.

    События и факты последних лет в области научно-экспедиционной деятельности в Мировом океане, в частности в арктическом регионе, вселяют надежду на возрождение былой активности отечественного научно-исследовательского флота и наших ученых-океанографов. Об этом свидетельствует, например, недавняя организация и начало работы дрейфующей станции «Северный полюс-33» им. Ю.Б. Константинова. Полярников и груз на дрейфующую льдину доставило 9 сентября 2004 г. научно-исследовательское судно «Академик Федоров».

    Опубликовано: 20-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014