• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики

    Игра raiderz на StopGame.ru

    Корабельные истории

     

    «Сергей Вавилов»

    Корабельный состав академического научно-исследовательского флота (тактико-технические характеристики, оснащение и экспедиционная деятельность)

    Специализированное научно-исследовательское судно, предназначенное для изучения акустических процессов и физических явлений в любых точках Мирового океана, свободных ото льда, с применением методов, основанных на последних достижениях в области физики и электроники. Переоборудовано в 1960 г. на Ленинградском судостроительном заводе им. А.А. Жданова из морского грузового теплохода финской постройки. Однотипное - «Петр Лебедев». Водоизмещение 4,6 тыс. т. Длина 94; ширина 14; осадка 5,3 м.

    «Сергей Вавилов»

    Для улучшения поворотливости при встречном ветре до 5 баллов в носовой оконечности ниже ватерлинии устанавливалось подруливающее устройство крыльчатого типа. Для обеспечения научных работ в свежую погоду были предусмотрены успокоители качки системы Фрама-Макарова с двумя цистернами емкостью до 80 т.

    Одновальная энергетическая установка с дизелем марки «Зульцер» мощностью 2,4 тыс. л.с. позволяла судну развивать скорость до 13 уз., при этом дальность плавания экономическим ходом составляла 12 тыс. миль. Для получения минимальных скоростей (до 5 уз.), необходимых во время работ на буйковых станциях, судно оснащалось противодрейфным устройством, состоявшим из гребного электродвигателя мощностью 180 кВт, соединявшегося с помощью шинно-пневматической муфты с гребным валом при отключенном дизеле. Питание потребителей постоянным и переменным током поступало от нескольких судовых дизельгенераторов. Большое внимание судостроители уделили пожарной безопасности судна, для чего на нем, в частности, были предусмотрены углекислотные станции и судовые воздушно-ме- ханические системы тушения пожаров.

    В целях повышения эффективности и точности результатов научных наблюдений НИС «Сергей Вавилов» должно было выполнять работы по единому тематическому плану синхронно с другим НИС, находившимся в одном с ним районе океана. Таким судном-напарником стал однотипный «Петр Лебедев», построенный заводом им. А.А. Жданова в том же 1960 г.

    Учитывая принципиальную особенность эксплуатации НИС «Сергей Вавилов», конструкторы значительно увеличили количество средств радионавигации и связи, обеспечивавших особо тесный контакт и его взаимодействие с НИС «Петр Лебедев». Из 10 профильных лабораторий три (изучения неоднородности поверхности слоя океана, исследования звука и шумов в толще воды, а также сейсмоакустических исследований дна) размещались только на НИС «Сергей Вавилов»; лаборатории общей гидрологии имелись на обоих судах. Для проведения работ на глубинах до 2-2,5 тыс. м на НИС «Сергей Вавилов» установили специальную лебедку грузоподъемностью 2 т, с помощью которой за борт опускалась глубоководные электронные измерительные приборы. Радиотелеметрические буи позволяли получать сведения о характеристиках толщи воды со значительных площадей на удалении до 50 миль и осуществлять синхронные измерения. Предусмотренный проектом НИС небольшой вертолет КА-18 обеспечивал выполнение экспресс-исследований изменчивости приповерхностных слоев морской воды.

    Экипаж судна 60 человек, научный персонал 50 человек. Для работы в тропических условиях имелась система кондиционирования воздуха в жилых и служебных помещениях, рассчитанная на температуру наружного воздуха до +36 °С. По запасам, а также условиям обитаемости судно могло оставаться в автономном плавании в течение 45-50 сут.

    Осенью 1960 г., по завершении испытаний в Балтийском море, «Сергей Вавилов» и «Петр Лебедев» были переданы Акустическому институту АН СССР (АКИН) и 25 декабря НИС вышли из Ленинграда в первый рейс, получивший название «Первая Атлантическая экспедиция». В ее задачу входила проверка надежности работы судовых механизмов, устройств и научной аппаратуры в различных климатических условиях, а также проверка акустических методов исследования воды, поверхности океана и его дна при синхронной работе НИС «Сергей Вавилов» с судном-напарником в четырех заданных районах Атлантики. Эти же научные наблюдения были продолжены в 1962 г. во время Второй Атлантической экспедиции, когда были собраны новые данные по акустике океана, представлявшие практический интерес для народного хозяйства и Министерства обороны СССР. В 1970-1971 гг. «Сергей Вавилов» совместно с другими НИС АН СССР принимал участие в определении и изучении гидрофизических характеристик в заданном квадрате экваториальной Атлантики со стороной 200 км, охватив таким образом обширную площадь малоизученной акватории океана. Исследования велись по долгосрочной международной программе «Тропэкс», рассчитанной на 10 лет.

    В 1977-1978 гг. «Сергей Вавилов» и «Петр Лебедев» проводили научные исследования и измерения океанических вихрей на гидрофизическом полигоне в северной Атлантике, получив ценную информацию о вихревых процессах, происходящих на глубинах 5,1-5,4 тыс. м. Проделанная работа являлась частью советско-американской программы «Полимоде», а ее результаты затем были использованы для разработки методов моделирования и прогнозирования вихревой изменчивости в океане. В 1979-1980 гг. «Сергей Вавилов» участвовал в научных экспедициях по международной программе «Пигап», получив интересную научную информацию о глобальных атмосферных процессах, происходящих на акватории Атлантики в разных климатических и сезонных условиях.

    Значительное внимание в экспедициях НИС «Сергей Вавилов» уделялось выполнению геологических и биологических работ, а также измерениям параметров морской воды и наличия в ней гидрохимических элементов. Наблюдения производились как с помощью бортовой акустической аппаратуры и подводных телевизионных камер, так и путем постановки автономно действующих буйковых станций с системой буквопечатных вертушек.

    Динамические характеристики водной толщи океана определялись посредством измерения шумов в широком диапазоне частот в различных метеорологических условиях.

    Использование НИС «Сергей Вавилов» в паре с другим НИС значительно повышало эффективность морских исследовательских работ. По этому поводу академик JI.M. Бреховских писал: «...Если в океан для изучения какого-либо процесса, имеющего большие пространственные масштабы, выходит один корабль, то он получает результаты очень малой ценности. Если же для этой цели выходят два корабля и производят синхронные измерения в разных точках по единой программе, то ценность результатов не удваивается, а увеличивается во много раз...» [23. С. 31].

    В разные годы научно-исследовательские рейсы НИС «Сергей Вавилов» возглавляли: JI.M. Бреховских, И.Б. Андреева, Ю.Ю. Житковский, И.Е. Михальцев, Р.Ф. Швачко и другие ученые. В 1984 г. судно было выведено из эксплуатации.

    Опубликовано: 20-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014