• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики


    Корабельные истории

     

    «Профессор Богоров»

    Корабельный состав академического научно-исследовательского флота (тактико-технические характеристики, оснащение и экспедиционная деятельность)

    Специализированное исследовательское судно среднего тоннажа, головное в серии из четырех единиц. Построено по заказу АН СССР (1974) на финской судостроительной верфи «Лайвате-оллисуус» в г. Турку для Дальневосточного научного центра и в мае 1976 г. вошло в эксплуатацию. Предназначалось для проведения геофизических, гидрофизических и геологических исследований в северных, умеренных и экваториальных широтах морей и океанов. Порт приписки - Владивосток. Вслед за головным НИС эта же финская верфь в 1976-1979 гг. построила еще три серийных однотипных исследовательских судна («Профессор Куренцов», «Профессор Водяницкий» и «Профессор Штокман»).

    «Профессор Богоров»

    Техническое задание на постройку НИС «Профессор Богоров» было разработано на базе проекта 430 гидрографических судов Министерства морского флота типа «Дмитрий Овцын», хорошо себя зарекомендовавших в эксплуатации.

    Водоизмещение судна 1677 т. Длина 68,8 м; ширина 12,4; высота борта 6,0; осадка в полном груза 4,2 м.

    В качестве главного двигателя судовой энергоустановки использовался четырехтактный 6-цилиндровый дизель «Дейц» с турбонаддувом мощностью 2 тыс. л.е., вращавший гребной винт с четырьмя поворотными лопастями (ВРШ - винт регулируемого шага). Предусмотрена автоматическая остановка дизеля в случае аварии, аварийно-предупредительная сигнализация по температуре и давлению масла, а также безвахтенное обслуживание энергоустановки при стоянке судна за счет автоматического контроля 77 параметров различных узлов и механизмов. Мощность дизельной энергоустановки позволяла судну развивать скорость до 13,5 уз., дальность плавания по запасам топлива составляла 10 тыс. миль.

    «Профессор Богоров» оснащен носовым подруливающим устройством типа «винт в трубе», которое при совместной работе с ВРШ обеспечивает судну повышенную маневренность, а также позволяет удерживаться на месте во время выполнения научных исследований, преодолевая влияние ветра и течений. Пассивное успокоительное устройство типа «Майерформ» значительно уменьшало бортовую качку НИС, в результате ученые получили возможность надежно использовать измерительную аппаратуру в штормовых условиях. Живучесть судна обеспечивалась разделением корпуса поперечными переборками на семь водонепроницаемых отсеков, наличием водооткачивающих средств, а также электронной системой пожарной сигнализации, постоянно контролирующей судовые помещения с помощью тепловых детекторов.

    Научно-исследовательский комплекс судна включал 11 специализированных лабораторий общей площадью 104 кв. м; пять океанологических лебедок с гидравлическими приводами, позволявших брать пробы грунта или опускать датчики на глубину до 7 тыс. м; два гидравлических крана специальной конструкции грузоподъемностью по 3 т; две вываливающиеся за борт П-образные рамы (2 и 4 т); несколько кран-балок с ручным приводом; сейсмографические пневматические пушки и др. Кроме того, в стационарное научное оборудование входили три научно-исследовательских глубоководных эхолота фирмы «Элак» (в том числе один узколучевой на стабилизированной платформе) для проведения съемки рельефа дна. Для навигационных целей на судне имеются приемник спутниковой системы «Магнавокс», приемники «Декка-Навигатор», «Омега» и «Лоран», обеспечивавшие непрерывное поступление информации о местонахождении судна с точностью до 200 м и автоматическое управление на заданных галсах.

    Особое внимание конструкторы уделили решению проблем, связанных с бесперебойным снабжением научной и навигационной аппаратуры электроэнергией требуемого качества в самых разнообразных условиях выполнения морских экспедиционных работ. С этой целью судовая электростанция (три дизель-генератора мощностью до 160 кВт и валогенератор мощностью 185 кВт) имела многофункциональную систему автоматизации и защиты, которая, например, поддерживала частоту тока в сети с точностью до 0,5 гц, а в случае несанкционированных отклонений восстанавливала заданное напряжение на шинах электростанции в течение 35—45 с.

    Для рациональной организации исследовательского процесса все научное оборудование и палубные механизмы судна размещались в четырех рабочих зонах. В первой зоне (носовая часть главной палубы), находились две тросовые лебедки, два крана и П-образная рама, с помощью которых осуществлялось взятие геологических проб, постановка буйковых станций и т.п. Поблизости, в надстройке на главной палубе, располагались гидрофизическая, гидрохимическая и геологическая лаборатории, что обеспечивало удобство транспортировки собранных проб для последующей обработки.

    Центральная рабочая зона находилась на шлюпочной палубе. Она была оборудована комплексом электронно-вычислительной аппаратуры для сбора и обработки всей научной информации, полученной в каждом рейсе, а также управления отдельными экспериментами.

    Кормовая рабочая зона (на главной и шлюпочной палубах) предназначалась для сейсмопрофилирования, буксировки автоматических зондов, прощупывания морских глубин во время дрейфа и т.п. Для этих же целей здесь устанавливались кран, кабельные лебедки и одна из двух вываливающихся за борт П-об- разных рам.

    Последняя, верхняя, рабочая зона включала в себя интегральную автоматизированную навигационную систему, смонтированную в штурманской рубке, и промерную лабораторию с комплексом эхолотов разного типа.

    Экипаж 32 человека, научный персонал - 28 человек. Все они размещались в удобных одно-, двух- и трехместных каютах с установками кондиционирования воздуха. При необходимости запасы пресной воды для бытовых и иных нужд могли пополняться опреснительной установкой производительностью 10 т/сут.

    28 октября 1976 г. «Профессор Богоров» вышел из Калининграда в первый рейс в район восточной Атлантики с заходом в Средиземное море. В течение почти двухмесячного плавания сотрудники южного отделения ИОАН и Тихоокеанского океанографического института ДВНЦ АН СССР провели натурные испытания общесудовых систем, спуско-подъемных устройств, научного оборудования и аппаратуры, которые подтвердили надежность их работы. В частности, испытания узлолучевого эхолота «Элак» показали, что фактически он позволяет вести пре- цезионные измерения рельефа дна на скорости 5-6 уз. до глубины 7760 м при гарантированной предельной глубине изучения дна 5 тыс. м, что значительно расширяло исследовательские возможности нового НИС.

    В навигацию 1978 г. «Профессор Богоров» совершил переход с Балтики к месту постоянного базирования во Владивосток и вошел в состав судов Тихоокеанского океанографического института ДВНЦ АН СССР. Его экспедиционные рейсы в основном охватывали обширные районы Тихого и Индийского океанов и прилегающих к ним морей (Филиппинское, Южно-Китайское, Японское и др.).

    Одно из главных научных направлений в исследовательской деятельности НИС «Профессор Богоров» было связано с поиском и изучением мест обитания морских биоорганизмов, которые могли бы использоваться для получении эффективных медицинских препаратов. В ходе этой работы, проводившейся в рамках национальных и международных программ, советским специалистам удалось собрать и систематизировать очень ценную информацию, имевшую как научное, так и прикладное значение. Так, в 1980 г., исследуя районы вблизи островов Западное Самоа в Тихом океане, «Профессор Богоров» получил подробные сведения о противоопухолевой и антимикробной активности 110 видов морских организмов. При этом в некоторых из них впервые были обнаружены вещества, останавливающие рост опухолевых клеток.

    Продолжая поиск новых источников морского биологического сырья для получения физиологически активных противоопухолевых веществ, в 1981 г. в Индийском океане «Профессор Богоров» произвел большое число биологических тестов, из которых 10-15 считались наиболее перспективными для биохимической промышленности и здравоохранения. Одновременно была собрана, систематизирована и проанализирована уникальная статистическая информация, позволявшая впредь более целенаправленно и эффективно планировать морские экспедиции, специализировавшиеся на решении противоопухолевой проблемы. В 1983 г. проводя исследования в западной части Тихого океана, «Профессор Богоров» впервые обнаружил морские звезды, содержавшие антистатифилоккоковые вещества высокой активности, которые нашли применение в качестве сырья для получения более действенных антибиотиков. В дальнейшем, при биологическом и биохимическом обследовании акватории тропической части Индийского и Тихого океанов были выявлены места скопления новых видов морских организмов, потенциально ценных для получения лекарственных препаратов противоопухолевого, иммуностимулирующего и нейростимулирующего действия.

    Другим важным научным направлением в экспедиционной работе НИС «Профессор Богоров» являлись комплексные исследования в области акустики водной среды, имевшие как народнохозяйственное, так и военное значение. С этой целью в 1980 г. в одном из рейсов в северо-западную часть Тихого океана, включая Охотское и Японское моря, была, в частности, опробована и отработана новая методика дистанционного изучения тонкой структуры гидрофизических полей и внутренних волн путем акустического зондирования с помощью специальной аппаратуры, установленной на борту НИС «Профессор Богорова».

    В 1981 г., находясь в Южно-Китайском море, советские ученые установили и доказали, что природа звукорассеяния в морской среде носит биологический характер. В том же году исследовалась взаимосвязь между звукорассеивающими свойствами водной среды субарктической зоны Тихого океана и ее гидрофизическими параметрами. Работы в этом направлении были продолжены в экспедициях 1982 г. в северо-западной части Тихого океана, а также в Филиппинском и Японском морях, где исследовались акустические поля и их параметры, звукорассеивающие свойства водной среды, особенности распространения собственных шумов океана и низкочастотного звука в сложных гидрологических условиях.

    В течение 1985 г., находясь в экспедиционном плавании, НИС «Профессор Богоров» приняло участие в научных работах по международной программе «Акустика». Им, в частности, были получены новые сведения о структуре низкочастотного акустического поля и его временной изменчивости в Охотском, Южно- Китайском и Японском морях, а также оценены вариации излучающей способности морской поверхности под воздействием различных метеорологических факторов.

    Научными экспедициями «Профессора Богорова» руководили: к.ф.-м.н. В.П. Шевцов, к.б.н. М.М. Анисимов, к.б.н. В.А. Рассказов, к.х.н. В.А. Стоник, к.х.н. А.Ф. Павленко и др. В 1989 г. после 20-летней работы в составе экспедиционного флота АН СССР НИС «Профессор Богоров» был выведен из эксплуатации.

    Опубликовано: 20-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014