• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики

    Публикации для логопедов

    Корабельные истории

     

    «Персей»

    Корабельный состав академического научно-исследовательского флота (тактико-технические характеристики, оснащение и экспедиционная деятельность)

    Первый советский корабль науки. Построен в 1922 г. в Архангельске из недостроенной зверобойной шхуны, стоявшей в доке в одном из рукавов Северной Двины и обнаруженной известным океанологом И.И. Месяцевым (1885-1940 ). Бывшим (до 1917 г.) владельцем шхуны был богатый купец-промышленник Епимах Могучий. Подрядчиком достройки стал почетный гражданин Онеги С.Г. Кучиев, отец прославленного советского полярного мореплавателя капитана атомного ледокола «Арктика» А.С. Кучиева, впервые на надводном корабле достигшего Северного полюса.

    «Персей»

    Основой «Персея» являлся, по сути дела, только деревянный корпус шхуны. Все оборудование, механизмы, и дельные вещи, лебедки, компасы и вентиляторы поставлялись на шхуну с других судов, отслуживших свой срок. Так, паровую машину и котел взяли с затонувшего буксира, поднятого водолазами со дна бухты, рулевую машину - со списанного миноносца. Радиостанцию для «Персея» выделила Гидрографическая служба РККФ.

    Переустройство корпуса производилось под руководством архангельского мастера по деревянному судостроению В.Ф. Гостева, а всеми работами по оборудованию корабля как научно-исследовательского судна руководили инженеры-кораблестроители В.Н. Цапенко и А.С. Воронич.

    В окончательном виде «Персей» представлял собой двухмачтовую парусно-паровую шхуну с гафельным вооружением и длинным бушпритом. Паруса: кливер, стаксель, трисель и грот - общей площадью 186 кв. м.

    «Персей»

    Водоизмещение одновинтового судна - 550 т. Длина 41,5; ширина 8; осадка 3 м. Скорость хода 7,5 уз. Главная паровая машина имела мощность 360 л.с. Запас угля 85 т. Экипаж 24 человека. Научный персонал в составе 15 человек, отправлявшийся в экспедиции, мог использовать на судне семь лабораторных помещений. Автономность судна ограничивалась запасами пресной воды (на 17 сут.).

    Крепкий набор корпуса, усиленный ледовым поясом из дубовых досок и близко расположенными друг к другу шпангоутами, а также наклоненный вперед форштевень позволяли судну плавать во льдах. Овальные обводы корпуса способствовали выживанию судна при сжатии льдами.

    «Персей» стал первым советским научно-исследовательским судном, принадлежавшим созданному в 1921 г. при Наркомпросе Плавучему морскому научному институту (Плавморнину).

    В свой первый научный рейс «Персей» вышел 19 августа 1923 г. Экспедицию возглавлял директор Плавморнина И.И. Месяцев. Начальником гидрологического отдела экспедиции был Н.Н. Зубов (1885-1960), известный исследователь Арктики, впоследствии профессор, контр-адмирал, капитаном судна - потомственный помор П.М. Бурков.

    С 1923 по 1941 г. судно совершило 84 экспедиционных рейса в Белое, Баренцево, Карское и другие арктические моря. За этот период было выполнено 5525 океанологических станций. Судно прошло в рейсах 200 тыс. км и было в плавании около 2 тыс. сут. В экспедициях участвовали академики В.И. Вернадский, С.А. Зернов, В.В. Шулейкин, А.П. Виноградов, профессора Н.Н. Зубов, М.В. Кленова, В.К. Солдатов, JI.A. Зенкевич и др.

    В 1941 г., в самом начале Великой Отечественной войны, «Персей» затонул в результате бомбардировки его немецкими самолетами. В 1979 г. судну поставлен памятник в г. Онега (порт на Белом море).

    Имя «Персей» («Персей-2») получило новое исследовательское судно, принадлежавшее Полярному Научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича (ПИНРО).

    Судно было переоборудовано в 1949 г. из парового траулера. На этом судне ученые занимались, в основном, поиском новых районов промысла, испытанием и усовершенствованием гидроакустической техники, применяемой для обнаружения скоплений рыб.

    «Персей-2» участвовал и в двух международных экспедициях. Летом 1960 г. судно вместе с восьмью научно-исследовательски- ми судами Германии, Англии и Испании в Норвежском и Гренландском морях, а также в прилегающих к ним районах Северной Атлантики выполнило три комплексные океанографические съемки Фареро-Исландского порога. По полученным результатам удалось установить, что холодные глубинные воды Норвежского моря проникают в Северную Атлантику через порог по большей части его протяжения. Возникающая при этом вертикальная циркуляция обусловливает развитие зоопланктона, который является пищей для рыб в Норвежском и Баренцевом морях. Экспедицию возглавлял М.М. Адров.

    В 1968 г. в эксплуатацию вошло третье судно с названием «Персей» («Персей-3»). Его предназначение - научно-промыс- ловые функции, рыбохозяйственная деятельность. Валовая вместимость судна 3035 per. т. Длина 84,6; ширина 14 м. Скорость около 13 уз.

    Опубликовано: 20-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014