• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики

    смотреть как стать богатым смотреть как стать богатым

    Корабельные истории

     

    От авторов

    История научно-исследовательского флота России

    В потоке книг по морской тематике, выпущенных в свет в год празднования 300-летия отечественного военного и гражданского флота (1996), оказался почти обойденным вниманием историков научно-исследовательский флот. Лишь редкие публикации касались отдельных кораблей науки, их проектирования и строительства, тактико-технических данных и участия в исследованиях Мирового океана. Именно это обстоятельство, в первую очередь, побудило нас к разработке и изучению данного вопроса, и особенно в отношении судов, принадлежащих и принадлежавших когда-либо Российской академии наук (РАН, ранее АН СССР).

    Как свидетельствуют материалы Архива РАН и Российского государственного архива ВМФ, проектирование и строительство научно-исследовательских судов Академии наук и их экспедиционные рейсы продолжались на протяжении всего XX в., и, естественно, нам представляло определенную трудность найти сведения о судах, участвовавших в научных экспедициях до Великой Отечественной войны, в первой половине минувшего века. Более подробные данные содержали документы и публикации о судах, вошедших в состав академического флота после 70-х годов, когда особенно интенсивно строились и плавали такие суда.

    Распад СССР и переход части научно-исследовательских судов Российской академии наук к научным учреждениям других стран СНГ также ограничили возможность авторов получить необходимые данные о судах, базирующихся в Севастополе, Одессе, Таллинне, Баку и в других портах вне России. Именно этим обстоятельством, прежде всего, объясняются некоторые различия в книге в полноте тактико-технических характеристик и описании плаваний отдельных судов академического флота - по одним судам подробно изложены вопросы проектирования, строительства и оборудования, по другим - приведены экспедиционные рейсы и результаты исследовательских работ в Мировом океане.

    По своей конструкции и техническому оснащению научно-исследовательские суда (НИС) значительно отличаются от всех других гражданских судов морского флота, что обусловлено спецификой их целевого назначения и практического использования в море. Знакомство с архитектурно-конструктивными особенностями и научно-исследовательскими комплексами кораблей науки позволяет получить общее представление об их морских и эксплуатационных качествах, уровне развития отечественного судостроения, а также оценить, и это, пожалуй, главное, потенциальные возможности таких судов в деле изучения и освоения Мирового океана.

    Имея это в виду, мы сочли целесообразным наряду с тактико- техническими характеристиками и основными результатами экспедиционных рейсов привести в настоящей работе краткое описание устройства и научно-технической оснащенности ряда НИС конкретных проектов, составляющих в разные годы ядро экспедиционного академического флота и отличавшихся оригинальностью конструкции («Витязь», «Михаил Ломоносов», «Академик Сергей Вавилов», «Космонавт Юрий Гагарин», «Академик Мстислав Келдыш», «Петр Лебедев» и др.), с некоторыми подробностями их проектирования и постройки.

    Как известно, научно-исследовательский флот РАН (АН СССР) составляет основу морских экспедиционных сил страны. Вместе с тем на всех этапах его развития к участию в крупных национальных и международных океанографических исследованиях нередко привлекались специализированные НИС других ведомств и министерств. Это позволяло расширить масштабы, сократить сроки, повысить результативность научных работ и более рационально использовать материальные и финансовые средства, выделяемые государством на изучение и освоение Мирового океана. Находясь в одиночном плавании или совместно с НИС академического флота и выполняя конкретные научные задачи, ведомственные суда внесли заметный вклад в решение теоретических и прикладных проблем океанологии, а также в разработку научно-практических рекомендаций, направленных на освоение природных ресурсов морей и океанов. Мы приводим тактико-технические характеристики, краткие сведения об устройстве и оснащении и экспедиционной деятельности судов отдельных ведомств, наиболее активно взаимодействовавших с РАН (АН СССР). Это позволило воссоздать более полную картину развития и практической деятельности исследовательского флота России.

    Исследование истории и состояния академического флота к началу XXI в. велось нами в сложных и изменяющихся условиях перехода в стране от советской командно-административной системы к рыночной, что кардинальным образом влияло

    на использование научно-исследовательских судов РАН. Это, безусловно, затрудняло возможность отслеживать происходящие перемены.

    Существенную помощь в работе нам оказали переписка с Центром океанографических данных Всероссийского научно-исследовательского института Гидрометеорологической информации - Мировым центром данных (ЦОД ВНИИГМИ - МЦД), расположенным в г. Обнинске, и его публикации, а также консультации сотрудников Отдела флота РАН, возглавляемого академиком Г.В. Смирновым, которым мы выражаем искреннюю благодарность. Мы признательны заведующей читальным залом Архива РАН JI.JI. Заруцкой, помогавшей в подборе архивных документов по тематике нашей работы.

    Считаем необходимым заметить, что гидрографические работы, являющиеся прерогативой отечественных гидрографов и гидрографических судов ВМФ, естественно, не входят в рамки данной книги. Кроме того, поскольку книга является самой первой попыткой осветить столь обширную тему, вполне закономерны некоторые неточности и упущения в ее изложении, за что заранее приносим свои извинения.

    Опубликовано: 20-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014