• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики

    смотрим

    Корабельные истории

     

    Начало русских исследований Мирового океана и географических открытий в XVII—XVIII вв.

    История научно-исследовательского флота России

    Первые русские исследования морей и океанов относятся к XVII в. Сохранившиеся архивные документы свидетельствуют, что уже в 1639-1641 гг. на Дальнем Востоке русские первопроходцы обследовали побережье Охотского моря, а на Севере были открыты п-ова Ямал и Таймыр.

    В 1648 г. казак Семен Дежнев со своим отрядом, выйдя из устья р. Колыма на шести кочах, первым в истории обогнул Чукотский полуостров, прошел из Северного Ледовитого океана в Тихий, тем самым доказав, что Америка и Азия разделены проливом. Это было великое географическое открытие.

    В 1682 г. был основан Якутский острог, и отсюда началось интенсивное продвижение русских на окраины Азии в Колымский край, на Охотское побережье, Камчатку. К началу XVIII в. все эти земли стали владениями России.

    Завоевание Камчатки (1696-1699 гг.) послужило непосредственной причиной развития отечественного мореплавания в тихоокеанских водах. В 1697 г. В.В. Атласов впервые исследовал берега Камчатки и северные Курильские острова. На Камчатке основываются русские зимовья и остроги.

    По словам А.И. Герцена, горсть казаков и несколько сот бездомных мужиков перешли на свой страх океаны льда и снега, и везде, где оседали усталые кучки в мерзлых степях, забытых природой, закипала жизнь, поля покрывались нивами и стадами, и это от Перми до Тихого океана.

    В 1713 г. Петр I подписал специальный указ об отыскании наилучшего морского пути на Камчатку. Из г. Петербурга в г. Охотск были направлены архангельские кораблестроители К. Машков, Н. Треска, Я. Невейцин и И. Бутин, сыгравшие в дальнейшем выдающуюся роль в кораблестроении и морских походах по северо-западной части Тихого океана.

    Начало русских исследований Мирового океана и географических открытий в XVII—XVIII вв. 

    Памятник С.И. Дежневу на мысе Дежнева

    Первым русским морским судном, построенным в Охотске, была ладья «Восток». Ее длина составляла 8,5 сажен, ширина 3 сажени, а осадка с грузом 3,5 фута. Вторым судном Охотской верфи была ладья «Фортуна». За ней последовали «Восточный Гавриил» и «Лев». Охотск становится отправным пунктом первых русских дальних плаваний и морских экспедиций. Под командованием якутского казака Козьмы Соколова «Восток» достиг берегов Камчатки, открыв сюда морской путь, начертанный Петром I, и положив начало дальневосточному русскому мореходству.

    На этой же ладье осенью 1720 г. на Камчатку прибыли выпускники Морской Академии И.М. Евреинов и Ф.Ф. Лужин, которых царь послал в секретную экспедицию «до Камчатки и далее, куды вам указано, и описать тамошние места, где сошлася ли Америка с Азией». В мае-июне 1721 г. они плавали от Камчатки в юго-западном направлении, причем впервые достигли Центральной части Курильской гряды (до о-ва Ши- мушир включительно) и нанесли на карту 14 островов. Отчет о своих походах и собственную карту Сибири, Камчатки и Курильских островов И.М. Евреинов представил царю Петру I в конце 1722 г.

    В 1725 г. волею Петра Великого создается Первая Камчатская экспедиция, которая должна подтвердить или опровергнуть наличие пролива между Азией и Америкой (челобитная С.И. Дежнева об открытии пролива затерялась в архивах Якутского острога и стала известна позже1).

    1 Об этом известил историк Г.Ф .Миллер в 1736 г.

    Начало русских исследований Мирового океана и географических открытий в XVII—XVIII вв.

    Петр Великий          Витус Беринг

    Возглавили экспедицию офицеры русского флота капитан- командор В.И. Беринг и лейтенант А.И. Чириков. Экспедиция на боте «Св. Гавриил», построенном в Нижне-Камчатске, исследовала восточную часть Берингова моря и пролив, соединяющий его с Северным Ледовитым океаном. Сделана опись ряда участков побережий Камчатки и Чукотки.

    В 1732 г. поход к мысу Дежнева и оттуда к северо-западным берегам Северной Америки совершили штурман И. Федоров вместе с геодезистом М.С. Гвоздевым и мореходом К. Машковым. Из-за сильного шторма на американский берег они не высаживались. На карту были положены оба берега Берингова пролива и ряд островов этого района. По сути, эти мореплаватели и стали первооткрывателями Северной Америки с северо-запада.

    Особое место в истории изучения и исследования северной части Тихого океана занимает Вторая Камчатская экспедиция как составная часть Великой Северной экспедиции, действовавшей с 1733 по 1743 г. под руководством Витуса Беринга.

    Перед экспедицией ставилась главная задача - открыть путь в Америку. Проект экспедиции был разработан Сенатом с участием Адмиралтейств-коллегии и Академии наук. В состав экспедиции входили морские и сухопутные отряды численностью около 1 тыс. человек.

    В июне 1741 г. пакетботы «Св. Петр» под командованием В. Беринга и «Св. Павел» под командованием А.И. Чирикова вышли из г. Петропавловска на поиск путей в Северную Америку, к «Земле де Гамы», как тогда в России называли Америку. После двухнедельного совместного плавания, во время штормовой погоды, корабли потеряли друг друга и в дальнейшем следовали самостоятельно.

    В. Беринг на пакетботе «Св. Петр» с командой из 71 человека после полуторамесячного плавания подошел к берегу Америки, открыл ряд островов у побережья Аляски и в Алеутской гряде. На обратном пути, задерживаемый сильными противными ветрами, с изнуренным голодом и болезнями экипажем, Беринг подошел к названным позже Командорскими островам, принятым им за берег Камчатки. После аварии судна команда «Св. Петра» высадилась на один из островов, где Беринг скончался. Оставшиеся в живых 31 человек, во главе со Свеном Вакселем смогли в августе 1742 г. с большим трудом возвратиться в Петропавловск. Остров, на котором умер Беринг, назван его именем.

    А.И. Чириков на «Св. Павле» впервые увидел берега Америки южнее острова Ситхи 16 июля 1741 г. Посланные к берегу для выбора якорной стоянки и за пресной водой две шлюпки не вернулись к судну. В течение двух недель Чириков следовал вдоль американского берега и затем лег на курс в г. Петропавловск, куда и прибыл с большой потерей команды 10 октября того же года. Единственным незаболевшим офицером на пакетботе оставался штурман И. Елагин (впоследствии в чине капитана I ранга был командиром Рижского порта). По пути экспедицией Чирикова был открыт ряд новых островов из Алеутского архипелага. В ходе плавания Чириков впервые попытался измерить океанские течения.

    В Петербург Чириков вернулся в 1746 г. (ум. в 1748 г.). Остался дневник, который он вел во время путешествий по Сибири и Тихому океану. Им совместно с И. Елагиным составлена точная карта, подводящая итоги исследований в северной части Тихого океана к середине XVIII в.

    Один из отрядов Второй Камчатской экспедиции, возглавляемый М.П. Шпанбергом, прошел на трех судах («Архангел Михаил», «Надежда» и «Св. Гавриил») вдоль Курильской гряды, подходил к берегам Японии.

    «Архангел Михаил» представлял собой одномачтовую бригантину с тендерским вооружением, длиной 60, шириной 18 и осадкой 7,5 фут.

    Дубель-шлюпка «Надежда» имела 3 мачты с гафельными парусами. Ее длина 70, ширина 17 и осадка 5 фут.

    Бот «Св. Гавриил» был более ранней постройки, чем первые два судна. Он имел длину 60 фут., ширину 20 и осадку 7,5 фут.

    Находившиеся при Великой Северной экспедиции ученые и студенты Петербургской академии наук и Морской академии собрали важные научные сведения о Сибири, Камчатке, ряде островов и водах Тихого океана. Наиболее ценные труды принадлежат историку Г.Ф. Миллеру (Описание Сибирского Царства, 1750-1787), естествоиспытателю И.Г. Гмелину (Путешествие в Сибирь, 1769) и профессору С.П. Крашенинникову (Описание Земли Камчатки, 1751). Все трое стали академиками.

    Географические результаты камчатских экспедиций перевернули существовавшие к тому времени представления о северной части Тихого океана и восточных берегах Сибири. Было открыто и нанесено на карту много новых островов, а также северо-восточные берега России, северо-западные берега Америки, Аляскинский залив. Был открыт для России дальневосточный путь в Америку и Японию. Открытия экспедиций нашли отражение в Атласе Российском, изданном в 1745 г. Петербургской академией наук.

    Одним из следствий экспедиций явилось возникновение Русской Америки - русских поселений на Алеутских островах, Аляски и северо-западных берегах Америки вплоть до Калифорнии. Бурное начало этих поселений относится ко времени плавания в Америку купца и морехода Г.И. Шелихова в 1784 г. Два галиота под его общим командованием, выйдя в августе 1783 г. из устья р. Урак, впадающей в Охотское море, достигли через год (с зимовкой на острове Беринга) о-ва Кадьяк (бухты «Три Святителя» по имени одного из галиотов).

    Здесь были построены крепость и поселение, ставшие на 20 лет центром Русской Америки. Позже центром стал г. Ново-Архангельск (ныне г. Ситка) на острове Баранова.

    Начало русских исследований Мирового океана и географических открытий в XVII—XVIII вв.

    С.П. Крашенинников

    В 1787 г. Шелихов возвратился в Россию и вместе со своим компаньоном И.И. Голиковым доложил Екатерине II результаты своих исследований и работ. Кроме этого, он представил свой проект монопольной частной компании для дальнейшего освоения Русской Америки. Его отчет о пребывании в Русской Америке имел заголовок «Записка Шелихова о странствовании его в Восточном море».

    Создание в 1799 г. Российско-американской компании явилось своего рода завершением дела Ермака, начатого еще в 1581 г.

    Правление Компании сначала находилось в г. Иркутске, а в 1800 г. царским указом переведено в г. Санкт-Петербург. Близость правления Компании к правительству была закреплена вступлением в число ее акционеров ряда членов императорской фамилии.

    Стремительное продвижение русских к Тихому океану, а затем к берегам Америки удивляло не только современников, но и последующих историков, отечественных и иностранных.

    Так, немецкий историк Ф. Гельвальд писал: «В начале XVIII в. почти все народы Европы имели свою долю участия в деле открытия Америки, от всех были основаны колонии на Новом Свете. Но истинным чудом представляется, что, наконец, и русские добрались до Америки. Народам Европы Колумб открыл путь в Америку, с предприятиями же русских плавание Колумба не имеет ничего общего. Все другие народы шли с востока вместе с солнцем на запад. Русские же шли с запада на восток. У них явился собственный Колумб (Г.И. Шелихов)» [99. С. 45].

    В мае 1765 г. три отечественных судна «Чичагов», «Панов» и «Бабаев», названные по фамилиям флотских офицеров, командовавших судами, вышли из Кольского залива с задачей «учинить поиск морского пути Северным океаном на Камчатку». Общее руководство экспедицией Екатерина II возложила на В.Я. Чичагова.

    Суда эти были построены особенно прочно: поверх обычной обшивки они были обиты сосновыми досками, а по форштевням - железом. Всего на судах было 178 человек.

    Экспедиции удалось достичь берегов Шпицбергена и 80°30' с.ш. Задача пройти на парусном судне Северным морским путем осталась невыполненной. Однако значение экспедиции Чичагова было немалым. Это была первая научная экспедиция в Арктику, снабженная совершенными для того времени приборами, большей частью сконструированными М.В. Ломоносовым. Она проникла на Север дальше западно-европейских экспедиций XVII в.

    Любопытно, что в записке Чичагова о плавании приводится интересное наблюдение, на которое до сих пор не обращалось должного внимания.

    «...По собственному примечанию найден способ ко осторожности, которой и употреблялся с пользою; а оной состоял весьма в не большой догадке, и только надобно выпалить из пушки: буде корабль находиться на обширной воде, то от онаго выстрела никакого звуку будет не слышно; когда в близости берег или лед, и при тихом ветре, то по выстреле воздух потрясется и ударится о находящуюся вблизи твердость, а то и слышно будет на корабле и уверит, в какой стороне и на какой обширности есть лед или берег» [95. С. 144].

    По настоянию Ломоносова одновременно с экспедицией Чичагова была организована экспедиция капитана 2 ранга П.К. Креницына (ум. в 1770) и капитан-лейтенанта М.Д. Левашова (ум. в 1770) для описи Алеутских островов и берегов Америки, продолжения дела Беринга-Чирикова.

    Личный состав экспедиции добрался до Охотска в октябре 1765 г., а в море вышел только через год. Задержка произошла из-за неготовности судов. Для экспедиции были использованы бригантина «Св. Екатерина», гукор «Св. Павел» и галиот «Св. Павел». Фактически до Алеутских островов и п-ва Аляски дошли два первых судна. Это произошло в сентябре 1768 г.

    Экспедиция Креницына-Левашова положила начало систематическому исследованию и съемке Алеутских островов, хотя в истории отечественного мореплавания и исследований она считается неудачной.

    Кроме картографических материалов, экспедиция собрала другие ценные материалы. В частности, появились первые сведения о сейсмических явлениях в районе Алеутских островов, довольно подробно описан быт алеутов и т.п. Об уникальности и ценности материалов экспедиции свидетельствует тот факт, что они выдержали шесть изданий на четырех языках.

    Результаты экспедиций Чичагова и Креницына-Левашова не удовлетворили Екатерину II, и она решила послать на северо- восток Сибири новую морскую экспедицию. Ее возглавил англичанин И.И. Биллингс, раньше участвовавший в третьем путешествии Джеймса Кука и приглашенный на русскую службу. Ближайшим помощником Биллингса был капитан-лейтенант Г.А. Сарычев, сыгравший в экспедиции главную роль.

    Начало русских исследований Мирового океана и географических открытий в XVII—XVIII вв.

    Участие в экспедиции Сарычева высоко оценил позже И.Ф. Крузенштерн: «Все, что сделано полезного, принадлежит Сарычеву, толико же искусному, как и трудолюбивому мореходу. Без его неусыпных трудов в астрономическом определении мест, снятии и списании островов, берегов, портов и пр. не приобрела бы, может быть, Россия ни одной карты от начальника сей экспедиции» [124. С. 102].

    В экспедиции Биллингса участвовал и капитан-лейтенант P.P. Галл (1761-1844), выходец из Англии, впоследствии адмирал русского флота.

    Экспедиция была снабжена метеорологическими, астрономическими и другими инструментами, морскими и сухопутными картами, а также выписками из журналов путешественников с 1724 по 1779 г.

    Для экспедиции в г. Верхнеколымск на р. Ясашна были построены два судна - «Паллас», которым стал командовать Биллингс, и «Ясашна» под командованием Сарычева.

    В июле 1787 г. оба судна вышли из устья р. Колыма в Северный Ледовитый океан и взяли курс на восток. Лавируя среди льдин, корабли в течение нескольких дней выдерживали этот курс. Однако, встретив сплошное ледовое поле, они были вынуждены возвратиться в г. Нижнеколымск, а оттуда сухим путем экспедиция вернулась в г. Охотск.

    В 1790 г. Биллингс и Сырычев построили на этот раз в Охотске корабль «Слава России» и отправились на нем к берегам Камчатки. Из Авачинской бухты корабль вышел в 1791 г. с задачей пройти Беринговым проливом с востока на запад. И снова неудача: пролив оказался скованным ледовым панцырем. В октябре 1790 г. экспедиция вернулась в Петропавловск на зимовку.

    19 мая 1791 г. «Слава России» под командованием Биллингса снова вышла в море к Алеутским островам. Посетив о-ва Уналашка, Прибылова и Св. Лаврентия, судно подошло к Берингову проливу. В заливе Св. Лаврентия Биллингс сдал судно Сарычеву, а сам через Чукотский полуостров по суше отправился в Нижнеколымск.

    Сарычев же сначала на «Славе России», а затем на «Черном орле», пришедшем под командованием Галла к о-ву Уналашка, занялся исследованием острова. В продолжении сорока дней на трехместной байдарке в сопровождении двух алеутов Сарычев обошел вокруг о-ва Уналашка, посетил ряд поселений алеутов и собрал ценнейшие сведения о природе острова и быте его жителей. Названия многих мысов и бухт, появившихся на карте Сарычева, сохранились до сих пор.

    19 июня 1792 г. «Слава России» и «Черный орел» прибыли в Петропавловск. Здесь первое судно было сдано в порт, а второе перешло в Охотск. В апреле 1794 г. Сарычев вернулся в Петербург.

    Заслуги Г.А. Сарычева как ученого-географа и гидрографа, основателя полярной археологии, трудно переоценить.

    На Чукотском полуострове он нашел и раскопал древние жилища приморских зверобоев («шелагов»). Будучи в Охотске, он на байдарах описал большую часть западного берега Охотского моря, открыл залив Феодота и Федора, обследовал залив Алдома. На судне «Слава России» он подходил к острову Св. Лаврентия и американскому берегу Берингова пролива, обследовал остров Гвоздева. Именно Сарычев привел в российское подданство алеутов о-ва Уналашки и ряда других близлежащих островов.

    Никогда и нигде русские при сношении с туземцами не подчеркивали превосходства белой расы. Такое отношение русских к народам, находящимся на более низкой ступени развития, особенно точно определил мореплаватель и ученый В.М. Головнин: «Если бы возможно было несколько сот детей из разных частей земного шара собрать вместе и воспитать по нашим правилам, то, может быть, из числа их с курчавыми волосами и черными лицами более вышло бы великих людей, нежели из родившихся от европейцев» [54. С. 96].

    Результаты своих плаваний и исследований Г.А. Сарычев обобщил в «Путешествии флота капитана Сарычева по Северовосточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану в продолжении осьми лет при Географической и Астрономической морской экспедиции капитана Биллингса с 1785 по 1793 год» (1802), а также в других сочинениях. Им были обработаны и опубликованы дневники И.И. Биллингса и P.P. Галла, издан атлас карт экспедиций.

    В 1828 г. Г.А. Сарычев был удостоен адмиральского чина, избран почетным членом Петербургской академии наук.

    Начало русских исследований Мирового океана и географических открытий в XVII—XVIII вв.

    Опубликовано: 20-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014