• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики


    Корабельные истории

     

    «Михаил Ломоносов»

    Корабельный состав академического научно-исследовательского флота (тактико-технические характеристики, оснащение и экспедиционная деятельность)

    Специализированное научно-исследовательское судно Морского гидрофизического института АН СССР (с 1961 г. АН УССР), предназначенное для комплексных исследований физических процессов, происходящих в толще воды и атмосфере, а также для изучения геологической структуры морского дна в неограниченных районах Мирового океана. Спроектировано по инициативе и при личном участии академика В.В. Шулейкина на базе чертежей грузового парохода «Коломна» Балтийского морского пароходства, выбранного в качестве судна-прототипа. Техническое задание на постройку НИС разработали специалисты Отдела Морских экспедиционных работ АН СССР (руководитель И.Д. Папанин).

    Судно заложено на судоверфи «Нептун» в г. Ростоке (ГДР), в ноябре 1956 г. спущено на воду и в сентябре 1957 г. вошло в состав экспедиционного флота АН СССР. Водоизмещение 5960 т.

    «Михаил Ломоносов»«Михаил Ломоносов»

    Длина 102,4; ширина 14,6; осадка 6,3; высота надводного борта 7,9 м.

    Судно имело цельносварной корпус с наклонным кованым форштевнем, две сплошные палубы и расположенную в корме рулевую рубку.

    Мореходные качества и особенно остойчивость обеспечивали судну возможность проводить исследовательские работы при волнении моря свыше 6 баллов. Непотопляемость сохранялась при затоплении любого из восьми водонепроницаемых отсеков.

    Движение НИС осуществлялось с помощью одновальной паросиловой энергоустановки мощностью 2450 л.е., вращавшей 4-лопастный гребной винт диаметром 4,8 м. В ее состав входили: паровая поршневая машина JIEC-10 мощностью 1710 л.е., турбина отработанного пара системы Бауэр-Вяха мощностью 740 л.е., соединявшаяся валопроводом посредством гидромуфты и два водотрубных котла производительностью 8 т пара в час, работавших на жидком топливе. Для повышения эксплуатационной надежности котлы имели систему автоматического регулирования уровня воды, давления и температуры пара типа «Аскания». Суммарная мощность паровой машины и турбины позволяли судну развивать скорость до 13,6 уз. Запас топлива (1241 т) был рассчитан на дальность плавания 11 тыс. миль экономическим ходом.

    При выборе энергоустановки считалось, что паровая машина имеет сравнительно небольшую вибрацию и к тому же способна обеспечить судну широкий диапазон скоростей, тем самым создав благоприятные условия для проведения научных наблюдений и обработки полученных материалов в море.

    Для бесперебойного питания судовых потребителей электроэнергией в машинно-котельном отделении установлены два турбогенератора постоянного тока (230 В) мощностью по 270 кВт каждый, один - мощностью 150 кВт и аварийный дизель-генератор мощностью 57 кВт. При нормальной работе источников тока «Михаил Ломоносов» мог в течение 30 сут. находиться в дрейфе, что особенно важно для выполнения инструментальных исследований на буйковых и якорных станциях.

    Судно оснащено новейшим для своего времени научно-техническим комплексом. На борту судна размещены 17 лабораторий разного профиля (гидрофизическая, радиофизики, волнения моря, термики моря, метеорологии и аэрологии, морского промера и др.) общей площадью 311 кв. м.

    Глубоководное якорное устройство с тросом длиной 15 тыс. м, восемь лебедок типа «Океан», глубоководное траловое устройство с тросом в 7620 м и восемь эхолотов, рассчитанных на работу на глубинах до 12 тыс. м, позволяли судну проводить научные исследования практически на любой океанской глубине.

    «Михаил Ломоносов» - первое советское научно-исследовательское судно, на котором имелся судовой вычислительный центр с ЭВЦМ «Днепр-1» с автоматизированной системой сбора и оперативной обработкой гидрофизической и иной информации, что позволило во много раз увеличить объем данных, получаемых в каждом рейсе. В 1981 г. устаревшую цифровую машину «Днепр-1» заменили на более совершенную ЭВМ ЕС-1033, позволившую существенно увеличить эффективность морских экспедиционных исследований. По запасам топлива, масла, пресной и котельной воды и провизии судно могло непрерывно находиться в автономном плавании до 60 сут. Экипаж 73 человека, научный персонал - 66 человек.

    Ввод НИС «Михаил Ломоносов» в эксплуатацию позволил АН СССР перейти от эпизодических экспедиций к систематическому и планомерному изучению проблем Мирового океана.

    В ноябре-декабре 1957 г. состоялся первый экспедиционный рейс НИС «Михаил Ломоносов» в северо-восточную часть Атлантики, где были выполнены научные исследования по программе Международного геофизического года. В ходе инструментальных работ советские ученые получили ценные данные о гидрологическом режиме этого района океана, впервые обнаружив в придонных слоях воды слой с отрицательной температурой, что позволило сделать заключение о поступлении арктических глубинных вод из Норвежского и Гренландского морей.

    Продолжая изучение водных масс Атлантического океана с помощью буйковых станций длительного действия, в 1959 г. ученые установили, что во всех районах океана на глубинах примерно 1 тыс. м скорости течения значительно большие, чем предполагалось ранее, а также подтвердили, что под Гольфстримом существует противоположно направленное течение. Впервые были учтены периодические и непериодические составляющие этого противотечения.

    Занимаясь в 1960 г. наблюдениями вблизи западной границы Гвинейского залива, ученые «Михаила Ломоносова» обнаружили на глубине 1 тыс. м противотечение шириной около 300 км, скорость которого достигает 2 уз. Оно способно переносить около 35 млн куб. км воды в секунду. Это ранее не известное течение сыграло важную роль в решении многих проблем современной физической океанографии, практического судоходства и рыбного промысла. Впоследствии оно было признано как географическое открытие и получило наименование «глубинное экваториальное противотечение Ломоносова». На состоявшейся в Париже в сентябре 1962 г. сессии Межправительственного океанографического комитета была принята международная программа исследований противотечения Ломоносова с участием исследователей многих стран.

    Дальнейшие работы по исследованию тропической зоны Атлантики НИС «Михаил Ломоносов» проводило по программе международной экспедиции «Эквалант», получив ценный материл по режиму водных масс в разные сезоны, а также по взаимодействию океана с атмосферой. Примечательно, что в этот период впервые начала отрабатываться система передачи научной информации с борта судна в киевский Институт кибернетики АН УССР для немедленной машинной обработки на быстродействующих ЭВМ. Следует отметить, что полученные в рейсах НИС к середине 60-х годов XX в. данные прямых инструментальных измерений турбулентности водных масс в Атлантике до глубин 4 тыс. м являлись первыми в мировой истории океанографических исследований.

    Весьма актуальными были работы, связанные с исследованиями распределения радиоактивных веществ в водах Мирового океана, выполненные в различных точках Атлантического и Тихого океанов, в том числе в районе французского атомного полигона на атолле Муруа. При этом впервые в практике океанографических работ были использованы дрейфовые станции с максимальным погружением приборов на глубину до 10 тыс. м и взяты пробы океанской воды в объеме 200 л с глубин до 9 тыс. м в тихоокеанских впадинах, что позволило выявить зоны с повышенным гамма-фоном. Исследования показали, что, кроме радиоактивных продуктов ядерных взрывов, выпавших на водную поверхность, причиной загрязнения океана, даже вне пределов территориальных вод, все чаще становится удаление радиоактивных отходов атомной промышленности и атомоходного флота.

    В 1974 г. НИС «Михаил Ломоносов» исследовало влияние высокой степени нефтяного загрязнения морской воды на коррозию различных сплавов и опытным порядком установило ее скорость.

    В 1976-1978 гг. судно принимало участие в экспедиционных работах по программе «ПОЛИМОДЕ» на полигоне размером 310 х 310 миль в западной части Атлантики, а в 1980 г. привлекалось к выполнению гидрологических исследований (течения, циклоны, структура вод) в центральной части Карибского моря. В 1981 г., находясь в Средиземном море и Атлантическом океане, судно участвовало в эксперименте международного научного совета «Интеркосмос», в ходе которого впервые были проведены сравнительные комплексные подспутниковые наблюдения океана одновременно с дистанционными измерениями и зондированием его с борта космического аппарата.

    После капитального ремонта в 1984 г. судно продолжило экспедиционную деятельность в Атлантике. В частности, выполнило ряд оригинальных работ, связанных с оценкой теплозапаса 200-метрового слоя воды на Амазонском полигоне, а в 1986-1988 гг. приняло участие в исследованиях по проекту «Космос».

    В 1988 г. НИС «Михаил Ломоносов» было выведено из эксплуатации. За более чем 30-летнюю службу в составе экспедиционного флота АН СССР оно совершило свыше 50 исследовательских рейсов (в том числе один кругосветный) общей протяженностью более 930 тыс. миль, пробыв в плавании почти 5 тыс. сут. и произведя измерения на более чем 6 тыс. гидрологических станциях разного типа. На основании многолетних наблюдений была разработана теория, созданы методы расчета и построены карты распределения гидрологических, гидрофизических и гидрохимических характеристик отдельных районов Мирового океана, полей радиоактивности рельефа дна, а также параметров, определяющих тепловой баланс в системе «океан-атмосфера».

    В течение более 10 лет судно являлось флагманом научно-исследовательского флота АН СССР и самым большим в мире среди океанологических НИС 60-х годов прошлого столетия.

    В разные годы начальниками и научными руководителями морских рейсов «Михаила Ломоносова» были: С.Г. Богуславский, В.В. Ефимов, Г.Г. Неуймин, Г.П. Пономаренко, В.Е. Заика, Л.А. Ковешников, А.Н. Колесников, В.Н. Кудрявцев, Б.А. Нелепо, Н.А. Пантелеев, И.Е. Тимченко и др.

    Опубликовано: 20-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014