• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики


    Корабельные истории

     

    «Космонавт Владислав Волков»

    Корабельный состав академического научно-исследовательского флота (тактико-технические характеристики, оснащение и экспедиционная деятельность)

    Малое исследовательское судно космической службы АН СССР (РАН), головное в серии из четырех единиц.

    Создавалось для приема из любой точки океана телеметрической и научной информации одновременно с борта двух космических объектов, а также для осуществления устойчивой двухсторонней телефонно-телеграфной радиосвязи с космонавтами. За основу проекта взят корпус типового лесовоза. Судно было спроектировано и построено в Ленинграде, в 1977 г. вступило в эксплуатацию и 18 октября вышло в первый научный рейс в Атлантический океан. Вслед за головным в строй вступили три однотипных серийных судна: 15 марта 1978 г. в море вышел «Космонавт Павел Беляев», 14 октября того же года - «Космонавт Георгий Добровольский» и последним 19 июня 1979 г. - «Космонавт Виктор Пацаев». Все НИС этой серии были приписаны к морскому порту Ленинграда.

    «Космонавт Владислав Волков»

    Водоизмещение судна 8950 т. Длина 121,9; ширина 16,7; высота борта на миделе 10,8 м; осадка 6,6 м.

    По конструкции судно представляет собой двухпалубный теплоход с двумя прочными платформами, идущими по всей длине корпуса, и двумя (носовая и кормовая) надстройками. Для обеспечения непотопляемости и более рациональной компоновки судовых механизмов и устройств корпус НИС разделен поперечными водонепроницаемыми переборками на семь отсеков.

    Для поддержания требуемой остойчивости предусмотрено второе дно высотой 1,2 м с балластными цистернами, которые при необходимости можно использовать в качестве топливных баков.

    В качестве главного двигателя одновальной энергетической установки используется установленный в шестом отсеке дизель марки 9ДКРП 50/100 мощностью 5,2 тыс. л.с. отечественного производства, позволяющий судну развивать скорость хода до 14,7 уз. При этом дальность плавания по запасам топлива составляет 16 тыс. миль.

    Снабжение общесудовых потребителей электроэнергией осуществляется с помощью электростанции, включающей три дизель-генератора мощностью по 200 кВт. Питание научно-технического оборудования подается от трех дизель-генераторов мощностью по 630 кВт, установленных в соседнем отсеке, ближе к корме. Кроме того, имеется аварийная электростанция мощностью 100 кВт. Управление движением судна сосредоточено в носовой надстройке, где находятся ходовой мостик с рулевой и штурманской рубками, радиорубка и вся необходимая для этого аппаратура.

    В соответствии с целевым назначением судно оснащено универсальным телеметрическим комплексом, принимающим информацию из космоса в широком диапазоне частот радиосигналов - от наиболее коротких из дециметровых до наиболее длинных из метровых. Главная космическая антенна расположена в средней части палубы между носовой и кормовой надстройками. Она состоит из четырех электроприводных параболических зеркал диаметром по 6 м, объединенных в единую конструкцию. Установленная на трехосном поворотном основании (барбете), главная космическая антенна позволяет сопровождать полет спутников в пределах всей верхней полусферы, в том числе при их проходе через зенит. При этом система стабилизации антенны учитывает углы бортовой и килевой качки, а также рыскание судна по курсу. Общий вес всех элементов главной антенны вместе с барбетом составляет 95 т. Всего же на НИС «Космонавт Владислав Волков» насчитывается 50 приемных и передающих радиоантенн различного назначения, размещенных на баке, верхнем мостике, палубах и трех мачтах.

    Принятая с борта космических объектов телеметрическая и научная информация проходит затем обработку с помощью судовой универсальной ЭВМ, записывается на магнитную ленту, после чего по каналам спутниковой связи оперативно передается на берег. За исключением наружных антенн все космическое и научно-техническое оборудование размещено в 25 специализированных лабораториях, имеющих между собой и антеннами минимальные по длине коммуникации во избежание чрезмерного затухания радиосигналов.

    Судовые запасы составляют: топливо - 1440 т, смазочное масло - 30 т, питьевая и мытьевая вода - 600 т. Автономность по запасам провизии 90 сут., по запасам воды 30 сут. Экипаж 66 человек, научный персонал - 77 человек.

    В составе судов космической службы АН СССР «Космонавт Владислав Волков» принимал непосредственное участие в выполнении программ научных исследований геофизических проблем верхних слоев атмосферы, а также обеспечивал полеты советских пилотируемых орбитальных станций с акватории Атлантического, Индийского и Тихого океанов. В некоторых экспедиционных рейсах протяженность радиомоста «космос-НИС-центр» достигала более 80 тыс. км. Но несмотря на это, текущая информация с орбиты поступала в береговой Центр управления полетами в реальном масштабе времени, что значительно ускоряло и упрощало ее обработку. К началу XXI в. из НИС типа «Космонавт Владислав Волков» в эксплуатации остались только «Космонавт Виктор Пацаев» (Калининград) и «Космонавт Георгий Добровольский».

    Если сравнивать исследовательские возможности более крупного НИС «Космонавт Юрий Гагарин» и судов типа «Космонавт Владислав Волков», то окажется, что 5-кратная разница в водоизмещении (45 тыс. т и 8950 т) отнюдь не отражает соотношения их научных потенциалов. Оснащенные более совершенными и компактными образцами техники, а также использующие современные методы обработки космической информации и автоматического управления командно-измерительными системами, малые суда космической службы АН СССР (РАН) типа «Космонавт Владислав Волков» явились заметной вехой в развитии отечественных НИС данного целевого назначения.

    Опубликовано: 20-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014