• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики

    системно векторная психология

    Корабельные истории

     

    «Космонавт Владимир Комаров»

    Корабельный состав академического научно-исследовательского флота (тактико-технические характеристики, оснащение и экспедиционная деятельность)

    Первое универсальное исследовательское судно космической службы АН СССР, построенное по специальному целевому проекту. Оно предназначено для выполнения всех функций, свойственных стационарным измерительным пунктам, при плавании в различных районах Мирового океана (передача на космические объекты команд и программ управления полетом, измерение параметров их движения, прием телеметрической и научной информации и т.п.).

    Судно построено на Ленинградском Адмиралтейском объединении в 1967 г.

    Водоизмещение судна 17850 т. Длина 155,7; ширина 23,3; высота борта у миделя 14,8; осадка 8,8 м.

    В качестве главного двигателя одновальной энергоустановки используется дизель марки 6 ДКРН 74/160 мощностью 9 тыс. л.с. производства Брянского машиностроительного завода. Судно может развивать скорость до 15,8 уз. при дальности плавания 18 тыс. миль.

    За основу проекта конструкторы взяли корпус одного из серийных сухогрузных судов, а также радиотехнические средства наземных измерительных пунктов, что позволило значительно сократить сроки строительства нового НИС.

    «Космонавт Владимир Комаров»

    «Космонавт Владимир Комаров»

    Судно имеет две платформы, четыре палубы, носовую и кормовую надстройку, в которых в общей сложности размещено 43 лаборатории различного назначения, оборудованные универсальной и специализированными ЭВМ. Электроснабжение общесудовых потребителей осуществляется от электростанции мощностью 900 кВт; космические и обеспечивающие системы получают ток от отдельной электростанции мощностью 2400 кВт.

    Система кондиционирования воздуха и вентиляции позволяет поддерживать в лабораториях и жилых помещениях постоянную температуру около 20 °С при изменении температуры наружного воздуха в пределах от -30 °С до +30 °С. Судно имеет высокую степень автоматизации управления судовыми механизмами и научной аппаратурой, а также обладает хорошими мореходными качествами.

    Установленная на НИС «Космонавт Владимир Комаров» многофункциональная командно-измерительная система работает в диапазоне дециметровых волн. Носовая (приемная) и кормовая (передающая) остронаправленные антенны с параболическими зеркалами диаметром 8 и вместе со стабилизированными платформами весят 28 т каждая. С их помощью мощные приемно-передающие устройства могут поддерживать радиосвязь с космическими объектами на окололунных расстояниях. Третья (средняя) параболическая антенна диаметром 2,1 м и весом 18 т обеспечивает пеленгацию и сопровождение космических объектов. Местоопределение НИС при проведении сеансов связи осуществляется с помощью комплекса приборов, использующих данные от радиотехнических и оптических секстанов, спутниковой навигационной системы и т.д.

    Учитывая, что ветровое давление на поверхность каждого из параболических зеркал создает значительные моменты и может неминуемо снизить точность их стабилизации и управления, все три антенны помещены под радиопрозрачные укрытия диаметром 18 м. Они состоят из трехслойных сферических панелей, изготовленных из стеклопластика, соединенных между собой клеем и окрашенных снаружи водоотталкивающей краской. При этом потери электромагнитной энергии при прохождении через радиопрозрачные укрытия не превышают 1%. Вместе с тем они позволяют проводить сеансы связи при любом направлении ветра и, кроме того, защищают антенны от дождя, снега, брызг морской воды, солнечной радиации и пыли. 18-метровые белоснежные шары из радиопрозрачных укрытий для антенн являются отличительной особенностью архитектурного облика судна.

    Управление антеннами и стабилизированными платформами командно-измерительного комплекса ведется из единого центра, размещенного в средней части судна на шлюпочной палубе.

    На судне на сравнительно небольшой площади (150 х 20 м) впервые в практике создания НИС было сосредоточено большое число мощных передатчиков и высокочувствительных приемников, которые при одновременной работе создают сильные взаимные радиопомехи. Поэтому на этапе разработки новых радиотехнических средств для «Космонавта Владимира Комарова» конструкторы сосредоточили свое внимание на создании высокоизбирательных приемников, маловосприимчивых ко всякого рода побочным излучениям, а также снижении самих побочных излучений судовых передатчиков. При этом впервые для отечественных НИС одновременно решались задачи по надежной защите экипажа и научных сотрудников от радиоизлучения мощных бортовых передатчиков (экранировка помещений, запрещающая сигнализация и т.п.).

    НИС «Космонавт Владимир Комаров» может принимать на борт 5,5 тыс. т топлива, 65 т смазочного масла, 85 т провизии, 320 т питьевой и мытьевой воды. Экипаж 121 человек, научный персонал - 118 человек. По своим запасам, условиям обитаемости и мореходным качествам он относится к судам неограниченного района плавания.

    1 августа 1967 г. судно вышло в первый экспедиционный рейс в тропическую зону западной части Атлантического океана, откуда возвратилось в порт приписки - Одессу. В начале апреля 1968 г. состоялся второй рейс в этот же район Атлантики для

    продолжения исследования океанических вод и верхних слоев атмосферы. Используемое, в частности, как плавучий измерительный пункт, судно впервые осуществило радиосвязь с советскими автоматическими межпланетными станциями «Зонд-4» и «Зонд-5», находившимися на удалении около 400 тыс. км, получило необходимую научную информацию.

    Завершив несение многолетней космической вахты в океане, судно получило «постоянную прописку» в Санкт-Петербурге и продолжает служить науке в качестве плавучего экологического центра и музея «звездной флотилии» АН СССР (РАН).

    В 1974 г. совместно с другими НИС космической службы, рассредоточенными в разных точках Атлантического океана, «Космонавт Владимир Комаров» поддерживал непрерывную связь с космическими станциями «Союз»-14, 15 и 16, «Салют-3», «Молния»-1 и 2, «Луна»-22 и 23. В дальнейшем судно систематически занималось исследованиями верхних слоев атмосферы и космического пространства по специальным заданиям Государственного комитета по науке и технике, а также обеспечивало программы полета советских пилотируемых орбитальных станций различного назначения.

    К моменту распада Советского Союза «Космонавт Владимир Комаров» совершил свыше 20 экспедиционных рейсов в разные районы Атлантического, Индийского и Тихого океанов в соответствии с планами и задачами космической службы АН СССР. Накопленный в процессе проектирования, строительства и эксплуатации «Космонавта Владимира Комарова» опыт был использован при создании последующих НИС космической службы.

    Опубликовано: 20-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014