• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики


    Корабельные истории

     

    «Академик Сергей Вавилов»

    Корабельный состав академического научно-исследовательского флота (тактико-технические характеристики, оснащение и экспедиционная деятельность)

    Универсальное экспедиционное судно, предназначенное для комплексного изучения акустики океана как особо важной и сложной части гидрофизики.

    Построено финской судостроительной фирмой «Холлминг» по проекту 2788 в 1988 г.

    Водоизмещение 6,6 тыс. т. Длина 117,1 м; ширина 18,2; осадка 5,9 м. Учитывая высокие требования, предъявляемые к управляемости и маневренности судна, на нем были установлены два гребных винта регулируемого шага, два руля, носовое подруливающее устройство и выдвижная винторулевая поворотная колонка «Аквамастер» в корме. Кроме того, предусматривалось использовать компенсатор рыскания судна по курсу. Благодаря пассивным успокоителям качки, уменьшавшем амплитуду качки почти вдвое, судно могло заниматься исследовательскими работами при волнении моря в 5-6 баллов.

    Большое внимание уделялось максимально возможному обесшумливанию и снижению виброактивности НИС, для чего широко использовались амортизация и звукоизолирующие материалы, оборудовались «буферные» помещения для работы в тишине, снижалась до минимума шумность пропульсивного комплекса. Двухвальная энергоустановка состояла из двух среднеоборотных дизелей 64Н 40/46 отечественного производства мощностью по 3,5 тыс. л.е., позволявших развивать скорость до 15 уз. Дальность плавания судна экономическим ходом при полном запасе топлива составляла 20 тыс. миль. Электроснабжение судовых потребителей осуществлялось при помощи двух автономных дизельгенераторов мощностью по 1200 кВт и двух 200-киловаттных валогенераторов.

    Для обеспечения работы научной аппаратуры имелась специальная система непрерывного электропитания.

    Все научно-исследовательское оборудование объединено в единый интегрированный комплекс, позволяющий оперативно обмениваться текущей научной информацией между отдельными приборами. В состав этого комплекса, в частности, входят 15 стационарных и 3 контейнерных научных лаборатории разного профиля, многолучевой параметрический гидролокатор, большой набор акустической аппаратуры, пневматические пушки, выстреливающие в водную толщу воздушные пузыри под большим давлением, которые, расширяясь, излучают звуковой импульс, способный проникать на несколько километров в донный грунт.

    «Академик Сергей Вавилов»

    Для сбора, регистрации, обработки и хранения информации имеется ЭВМ. 60-лучевой широкозахватный эхолот фирмы «Холлдинг-электроника» позволяет исследовать и картографировать рельеф морского дна до глубин 6 тыс. м при скорости судна до 15 уз. На судне установлены 13 исследовательских лебедок, включая 10-тонную для кабель-троса, и бортовая отваливающаяся площадка для работы с тяжелыми приборами и др.

    Экипаж судна 76 человек, научный состав - 51 человек. По запасам топлива, провизии и пресной воды, а также условиям обитаемости судно может находиться в автономном плавании до 60 сут. и решать задачи в неограниченных районах океана.

    По своим техническим возможностям и составу научно-ис- следовательского оборудования судно могло работать как самостоятельно, так и синхронно в паре с НИС «Академик Иоффе», служившим мобильным излучателем акустических волн в низкочастотном диапазоне на глубинах до 1 тыс. м. Находящийся на расчетном удалении «Академик Сергей Вавилов» осуществлял прием и обработку поступавших акустических сигналов.

    После приемо-сдаточных испытаний новое судно перешло в ведение Института океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР с постоянным местом базирования в Калининграде.

    Летом 1988 г. НИС «Академик Сергей Вавилов» вышло в первый экспедиционный рейс в северо-восточную Атлантику и Средиземное море для исследования взаимосвязи акустических полей морской воды с гидрометеоусловиями, океанологическими характеристиками и гидрофизическими процессами, влияющими на их формирование. Работа выполнялась по программе «Акустика». Одновременно были проведены проверочные испытания бортовой научной аппаратуры и оборудования. В частности, выяснилось, что имеющиеся на судне эхолоты «Парасаунд» и «Мультибим» иностранного производства открывают широкие технические возможности в проведении инструментальных промеров и профилировании донных осадков. В результате впервые удалось отобразить в крупном плане детали донного рельефа вблизи берегов Испании и показать, что впадина Монако с глубиной 6393 м в действительности отсутствует.

    В том же году «Академик Сергей Вавилов» совершил еще один выход в Атлантику, продолжив исследовательские работы по программе «Акустика». Впервые в мировой экспедиционной практике советским НИС были проведены широкомасштабные эксперименты, показавшие, что на мелководье с переменными гидрологическими условиями наблюдается устойчивая структура подводного звука, которая (что очень важно для практики) поддается количественному описанию и моделированию. В этом же рейсе советские специалисты первыми среди океанологов мира провели подводные акустические измерения при помощи исследовательского буя с управляемой плавучестью, оснащенного многоэлементной радиоантенной. Буй подобной конструкции позволил полностью избавиться от шумовых и вибрационных помех, возникающих при обтекании антенны набегающим потоком морской воды, что позволило получить новые данные о направленности низкочастотных шумов на оси подводного канала.

    В дальнейшем НИС «Академик Сергей Вавилов», плавая в одиночных и совместных с НИС «Академиком Иоффе» рейсах в океане, на основе экспериментальных и аналитических данных разработал оригинальный метод построения структуры водных масс, через которые прошел звуковой поток.

    В результате совместных гидроакустических исследований и экспериментов НИС «Академик Сергей Вавилов» и НИС «Академик Иоффе» специалистами АН СССР и ВМФ были разработаны основы автономной пассивной акустической системы слежения за надводными кораблями и подводными лодками в глубоководных районах открытого океана и скрытной передачи полученных в море оперативных данных по гидроакустическому каналу связи на большие расстояния.

    Руководителями экспедиционных рейсов НИС «Академик Сергей Вавилов» были д.ф.-м.н. Ю.Ю. Житковский, д.ф.-м.н. Б.Ф. Курьянов и другие ведущие специалисты Института океанологии им. И.П. Ширшова.

    После развала Советского Союза НИС «Академик Сергей Вавилов» резко сократил свою экспедиционную деятельность. В настоящее время для проведения научно-исследовательских работ в Мировом океане, как минимум, требуются ремонт и модернизация научного комплекса судна с целью резкого улучшения его шумовых характеристик и обновления научного оборудования. Не имея к началу XXI в. для этого достаточного целевого финансирования и ввиду резкого сокращения научно-исследовательских программ освоения Мирового океана и его подводных недр, НИС «Академик Сергей Вавилов» как убыточное судно все чаще вынуждено зарабатывать на свое содержание путем использования в коммерческих целях.

    Опубликовано: 20-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014