• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики


    Корабельные истории

     

    «Академик Сергей Королев»

    Корабельный состав академического научно-исследовательского флота (тактико-технические характеристики, оснащение и экспедиционная деятельность)

    Универсальное исследовательское судно космической службы АН СССР. Построено в 1970 г. на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве по целевому проекту. Предназначалось для выполнений в океане всех функций, свойственных наземным измерительным комплексам, а также для участия в морских научных экспедициях по национальным и международным программам. При проектировании НИС «Академик Сергей Королев» были учтены требования Регистра СССР и Международной конвенции по охране человеческой жизни в море.

    Четырехпалубное судно с цельносварным корпусом и кормовой капитанской рубкой. Водоизмещение 21 250 т. Длина 180,8; ширина 25,0; осадка 7,7; высота борта у миделя 18,2 м. Судно сохраняло непотопляемость при затоплении двух любых смежных отсеков. Для повышения маневренности и устойчивости по курсу судно оснащалось носовым и кормовым подруливающими устройствами с крыльчатыми движителями. Носовой движитель располагался в горизонтальном поперечном канале внутри корпуса. Кормовые размещались в двух поворотных движительно-рулевых колонках снаружи корпуса и могли сообщать судну минимальную скорость до 3 уз.

    В качестве главного двигателя одновальной энергоустановки использован дизель типа 8ДКРН мощностью 12 тыс. л.е., позволявший судну развивать скорость до 17,5 уз. Запас топлива (5720 т) рассчитан на дальность плавания 22,5 тыс. миль экономическим ходом.

    Питание электроэнергией судовых потребителей и научного оборудования обеспечивалось работой семи дизельгенераторов мощностью до 600 квт каждый, вырабатывавших трехфазный ток высокого качества. Кроме того имелись два аварийных 100- киловаттных дизель-генератора, автоматически включающихся при исчезновении напряжения в сети. Системы кондиционирования и вентиляции поддерживали заданные параметры воздуха во всех судовых помещениях, а также использовались для охлаждения радиотехнической, электронной и другой аппаратуры.

    Основу научно-технического комплекса, размещенного на палубах и в лабораториях (более 80), составляет командно-измерительная система. Она предназначалась для передачи команд на космические объекты, телеметрического и траекторного контроля за их полетом, получения необходимой научной информации с орбит, а также двухсторонних телеграфно-телефонных переговоров с космонавтами из любой точки океана. С этой целью на судне устанавливались три параболические радиоантенны.

    «Академик Сергей Королев»

    Две большие, с диаметром зеркал 12 м, были смонтированы в носовой и средней частях палубы на поворотных опорах с автоматической стабилизацией и использовались для связи с космическими объектами (средняя) и спутниковой связи с береговым центром управления полетами (носовая). Малая кормовая антенна с диаметром зеркала 2,1 м, расположенная на гиростабилизирован- ной платформе под радиопрозрачным колпаком, предназначена, как и средняя, для связи с космосом. Кроме того, судно оснащалось радиопеленгаторами для поиска и определения места посадки спускаемых космических аппаратов в акватории океана. Для скоростной обработки полученных из космоса сведений на судне имелись две универсальные и несколько специализированных ЭВМ. В отличие от ранее построенных в СССР судов космической службы, на судне впервые в практике отечественного судостроения устанавливалась специально спроектированная космическая аппаратура в морском исполнении.

    По запасам топлива, провизии (105 т) и пресной воды (810 т) судно обладало автономностью 120 сут. и относилось к судам с неограниченными районами плавания. Экипаж 119 человек, научный персонал - 188 человек. По мнению специалистов, по степени научно-технической оснащенности, уровню автоматизации экспериментальных работ и обработки полученной информации, а также условиям обитаемости НИС «Академик Сергей Королев» занимало промежуточное место между построенным в 1967 г. НИС «Космонавт Владимир Комаров» и вошедшим в строй в 1971 г. флагманом советского космического флота НИС «Космонавт Юрий Гагарин».

    В марте 1971 г. судно, приписанное к порту Одесса, вышло в первый рейс в Атлантический океан для обеспечения полета космического корабля «Союз-10». Находясь вместе с другими экспедиционными судами АН СССР в заданном районе океана, «Академик Сергей Королев» поддерживал с ним радиосвязь, принимал текущую информацию, передавал команды на проведение траекторной коррекции. Несколько позже началось участие судна в экспериментах с запущенной в космос орбитальной научной станцией «Салют». Причем, когда она находилась вне зоны прямой радиовидимости с территории Советского Союза, связь между наземным Центром управления полетом и экипажем «Салюта» осуществлялась через НИС «Академик Сергей Королев» и спутник «Молния».

    В дальнейшем, на протяжении почти 20 лет, судно систематически привлекалось к обеспечению программ полета космических объектов различного целевого назначения с акватории Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Например, в 1974 г. с борта судна «Академик Сергей Королев» велось непрерывное получение телеметрической и научной информации с космических станций «Союз»-14, 15 и 16, «Салют-3», «Молния»-1 и 2, «Луна»-22 и 23 с последующей передачей в наземный Центр управления полетами.

    Помимо этой работы, оснащенный новейшей для своего времени научной аппаратурой НИС «Академик Сергей Королев» решал сложные океанографические проблемы по планам АН СССР. Например, исследовал процесс распространения радиоволн различных частот в ионосфере в аномальных условиях. Участвовал в геофизических исследованиях ионосферы над водной поверхностью, определении ее характеристики и структуры в различных районах океана.

    К началу 90-х годов НИС «Академик Сергей Королев» совершило около 20 экспедиционных рейсов и продолжало нести службу в составе научно-исследовательского флота АН СССР.

    В начале XXI в. судно было продано за рубеж по цене металлолома (по данным, оглашенным на XXVII академических чтениях по космонавтике в феврале 2004 г.).

    Опубликовано: 20-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014