• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики

    http://www.risemanager.ru/

    Корабельные истории

     

    «Академик С. Вавилов»

    Корабельный состав академического научно-исследовательского флота (тактико-технические характеристики, оснащение и экспедиционная деятельность)

    Экспедиционное судно малого тоннажа, предназначенное для проведения рациональных научных исследований по многим разделам океанологии. Оно было переоборудовано из серийного траулера «Гладиатор», построенного в 1949 г. на верфи в г. Рослау (ГДР).

    Водоизмещение 362 т. Длина - 38,68; ширина - 7,2; высота надводного борта - 3,5; наибольшая осадка - 2,92 м.

    Стальной корпус сварной конструкции имел поперечный набор, гладкую палубу, кормовую надстройку с капитанским мостиком и приподнятую кормовую оконечность (квартердек). Непотопляемость обеспечивалась разделением корпуса пятью водонепроницаемыми и двумя маслонепроницаемыми переборками на 8 отсеков, а также водооткачивающими средствами. Как недостаток следует отметить отсутствие на нем второго дна. Судно обладало вполне удовлетворительной мореходностью, хорошей остойчивостью и спокойной качкой в свежую погоду. В качестве главного двигателя одновальной энергоустановки использовался 4-тактный 8-цилиндровый реверсивный дизель немецкой фирмы Ваккау-Вольф мощностью 300 л.с. В машинном отделении размещались также два дизель-генератора мощностью 68 и 11 кВт, паровой котел для отопления судовых помещений и вспомогательные механизмы.

    «Академик С. Вавилов»

    Энергоустановка позволяла судну развивать скорость до 9 уз. запас топлива (35 т) обеспечивал дальность плавания 4 тыс. миль. Автономность 30 сут. В случае необходимости в качестве движителей могли служить паруса площадью 75 и 20 кв. м, которые ставились на грот- и бизань-мачтах.

    С 1954 г. находился в ведении Черноморской экспериментальной научно-исследовательской станции Института океанологии АН СССР (в дальнейшем Черноморского отделения этого института). Проектные работы по переоборудованию «Гладиатора» в НИС «Академик С. Вавилов» выполнило Одесское ЦПКБ. Переоборудование, рассчитанное на три очереди, было поручено Одесскому судостроительному и судоремонтному заводу. 27 декабря 1954 г. «Академик С. Вавилов» встал на переоборудование первой очереди, предусматривавшее:

    1. установку в одном из трюмов деревянной платформы для размещения на ней двух научных лабораторий (по 7,5 кв. м каждая) и двух жилых кают на 6 человек с естественной и искусственной вентиляцией;

    2. монтаж в специальных шахтах под деревянной платформой вибраторов навигационного эхолота НЭЛ-4 и исследовательского эхолота НЭЛ-5, непрерывно записывавшего сведения о рельефе дна до глубин 2 тыс. м;

    3. оснащение НИС экспедиционным оборудованием (глубоководного якорного устройства, рассчитанного на нагрузку до 12 т, двумя исследовательскими лебедками типа «Океан», откидными забортными площадками, кранбалками грузоподъемностью до 2 т и др.);

    4. замену парового котла на более надежный котел водяного отопления;

    5. дооборудование рулевой и радиорубки более совершенными навигационными приборами и средствами связи для обеспечения высокой точности определения своего места и безопасности плавания в малоизученных районах моря.

    22 июля 1955 г. работы по переоборудованию первой очереди были завершены, и новое экспедиционное судно «Академик С. Вавилов», имея на борту группу ученых, вышло из Одессы в свой первый рейс для испытания научной аппаратуры, проведения исследовательских работ, а также проверки тактико-технических характеристик судна. После пробной эксплуатации, длившейся больше года, 17 ноября 1956 г. «Академик С. Вавилов», вновь встал у стенки Одесского судостроительного и судоремонтного завода для завершения переоборудования с учетом опыта годичного плавания на Черном море. На судне, в частности, установили новый дизель-генератор с приводным двигателем, имевшим большой моторесурс; в двух трюмах разместили фреоновую рефрижераторную установку и две холодильные камеры для длительного хранения научных проб, полученных в экспедициях; для навигационных целей, а также обеспечения океанологических исследований с применением буйковых станций смонтировали радиолокатор «Створ»; дополнительно разместили аппаратуру для работ в области сейс- моакустики, гидрологии и др.; усилили тяговые усилия и длину тросов судовых лебедок, за счет чего можно было вести научные наблюдения на глубинах до 5-6 тыс. м с помощью приборов весом до 500 кг. Обновленная научно-измерительная аппаратура позволяла судну на ходу непрерывно записывать скорость и направление течений, определять температуру и прозрачность воды и т.д.

    К сожалению, по ряду причин судостроителям не удалось увеличить скорость судна более 9 уз., что несколько снижало его эффективность. В 1958 г. новое судно, экипаж которого насчитывал 18, а научный персонал 12 человек, вступило в эксплуатацию. В 50-60-е годы оно широко использовалось в проведении научных работ, особенно в районах Черного и Средиземного морей. Например, летом 1968 г. шло изучение строения осадочного покрова черноморского дна с помощью сейсмического профилографа - уникального для своего времени научного прибора. Эти работы положили начало комплексным исследованиям по сейсмическому профилированию дна Черного моря, имевшим практическое значение.

    В следующем году судно участвовало в объединенной экспедиции исследовательских НИС АН СССР в Эгейском, Ионическом, Адриатическом и Красном морях по программе Международного геофизического сотрудничества. В результате был собран обширный материал, дающий, в частности, представление о влиянии Средиземноморского бассейна на гидрологический режим Черного моря. Обнаруженную советской экспедицией в центре Тирренского моря ранее не известную подводную гору (вулкан) назвали именем академика С.И. Вавилова. Тщательно изучив ее характеристики, ученые впервые установили, что «тело» этого вулкана представляет собой интенсивный природный «магнит» со значительной магнитной аномалией на уровне моря. Специализируясь, в основном, на всестороннем исследовании океанологии Средиземноморского бассейна, НИС «Академик С. Вавилов» в течение многих лет занималось изучением закономерностей и особенностей общей циркуляции вод, их теплового режима и химического состава, проблемами гидрологии, геологии и гидрооптики моря. Так, летом 1963 г. во время «геологического» рейса была выяснена роль вулканизма в осадкообразовании Средиземного моря, изучено строение дна и обосновано прогнозирование образования и накопления полезных ископаемых в конкретных районах моря.

    В 1966 г. во время одного из «гидрооптических» рейсов ученые судна исследовали количественные показатели свечения и характеристики светового режима Средиземного моря, создаваемого естественной и возбужденной биолюминесценцией морских организмов, а также проблемы поляризации света и подводной освещенности на разных глубинах. При этом впервые был собран и систематизирован материал по спектральной прозрачности и характеристикам рассеяния света на различных глубинах Средиземного моря.

    Ряд работ по гидрооптической тематике судно выполняло по заданиям ВМФ. При этом успешно использовался телеуправляемый подводный аппарат «Краб». К началу 80-х годов в «активе» НИС «Академик С. Вавилов» насчитывалось более 20 экспедиционных рейсов, к началу 90-х годов - почти 40.

    Собранная за этот период научная информация позволила получить новые или изменить устаревшие представления о закономерностях процессов и явлений, происходящих в водной среде Средиземноморского бассейна и предложить ряд обоснованных рекомендаций для применения в практических, в том числе и военных, целях.

    В разное время начальниками и научными руководителями экспедиций НИС «Академик С. Вавилов» были: К.Н. Федоров, В.П. Петелин, И.М. Овчинников, JI.M. Фомин, С.А. Китайгородский, В.И. Войтов, Я.П. Маловицкий и др.

    Опубликовано: 20-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014