• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики


    Корабельные истории

     

    «Академик Мстислав Келдыш»

    Корабельный состав академического научно-исследовательского флота (тактико-технические характеристики, оснащение и экспедиционная деятельность)

    Универсальное научно-исследовательское судно для комплексных океанологических исследований. Построено в 1980 г. на верфи «Холминг» г. Раума (Финляндия) (проект 4600). Вошло в строй в январе 1981 г. и стало флагманским судном советского экспедиционного флота. Принадлежит Институту океанологии РАН.

    Водоизмещение 6340 т. Длина 122,2; ширина 17,8; осадка 5,8 м. Скорость хода 16 уз. Мощность четырех главных дизелей 824ТБ, работающих на два ВРШ, 4300 кВт. Для улучшения управляемости имеются носовое подруливающее устройство (винт в поперечном канале) и кормовая винторулевая колонка типа «Аквамастер». Дальность плавания 20 тыс. миль. Автономность 72 сут. Экипаж 65 человек. Число мест для научных сотрудников - 65.

    Имеет 17 научных лабораторий (в том числе 4 - в съемных контейнерах) и вычислительный центр общей площадью 600 кв. м. На судне создан уникальный автоматизированный комплекс сбора и обработки научной информации, связывающий в единую систему процессы измерения, регистрации, накопления и обработки значений океанологических характеристик, определяющих состояние масс воды и их взаимодействие с атмосферой.

    В 1987 г. судно оборудовано ангаром и спуско-подъемным устройством для обитаемых подводных аппаратов типа «Мир» с глубиной погружения до 6 тыс. м. Аппарат имеет запас жизнеобеспечения 246 чел.-час. Максимальная скорость аппарата 5 уз. Экипаж 3 человека.

    «Академик Мстислав Келдыш»

    В 1982-1983 гг. судно совершило два экспедиционных рейса. Первый, под руководством д.ф.-м.н. Ю.М. Житковского, в центральную часть Атлантического и восточную часть Тихого океанов по проекту «Акустика». Было изучено глобальное распределение фоновых акустических полей в океане, исследовано рассеяние звука. Проведены возможности экспрессной разведки железомарганцевых конкреций акустическим методом. В рейсе принимал участие представитель финской фирмы - строителя судна.

    «Академик Мстислав Келдыш»

    Второй рейс совершен по проектам «Южный океан» и «ПОЛИМОДЕ». Исследовались пространственная структура антарктического циркумполярного течения, его связь с рельефом дна. Оценивался перенос водами тепла и солей, изучалась тонкая структура полей верхних слоев антарктических, субантарктических вод. В 1983 г. было установлено, что синоптические вихри отчленяются от струй антарктических течений и переносят холодную воду на север, а теплую на юг (начальник экспедиции к.г.н. В.А. Бубнов).

    По проектам «Палеоокеанология» и «Литое» в 1984 г. судно проводило детальное геолого-геофизическое исследование ключевых (с точки зрения палеоокеанологии) районов Индийского океана - рифтовой системы Аденского залива и подводного За- падно-Австралийского хребта. Руководил исследованиями член- корреспондент АН СССР А.П. Лисицын.

    Летом 1985 г. под руководством к.ф.-м.н. Ю.А. Иванова проведена экспедиция в Атлантический океан по проектам «ПОЛИМОДЕ», «Разрезы» и «Микроструктура». Исследовалась динамика мезомасштабных и синоптических вихрей в открытом океане, а также процессы взаимодействия океана и атмосферы.

    Программа выполнялась одновременно тремя судами: «Академик Мстислав Келдыш», «Академик Курчатов» и «Витязь-2». На основании экспериментальных данных описана термохалинная и динамическая структуры вихрей верхнего слоя океана. Установлено, что на глубинах ниже 400 м вихри не прослеживаются. Дана характеристика внутренних волн и инерционных колебаний.

    В 1986 г. судно выполняло проекты «Рудообразование» и «Акустика» (руководитель д.ф.-м.н. Ю.Ю. Житковский). Проверялся метод разведки железомарганцевых конкреций с помощью акустических сигналов, а также рассеяние звука поверхностью и дном океана. Исследовалась связь биомассы океана с характеристиками акустических полей, рассеянных морскими организмами.

    В июне-июле 1986 г. по проекту «ТПИ-океан» судно в Охотском море изучало подводные источники в районе Курильской вулканической дуги и в ее тыловой зоне. Исследованы процессы современного рудообразования, связанные с гидротермальной деятельностью. Выяснялись геодинамические усилия гидротермальной активности и их отношение к тектоническим и магматическим процессам, протекающим в пределах Курильского полигона (начальник экспедиции Л.П. Зоненштайн).

    Рейс в центральную часть Тихого океана судно совершило в период с 16 августа по 23 декабря 1986 г. под руководством чл.-корр. АН СССР А.П. Лисицына. Исследовались области развития современного сульфидного рудообразования, изучались тектоника, подводный вулканизм и их возможная связь с рудона- коплением. В исследованиях применялся обитаемый подводный аппарат «Пайсис». Второй рейс с этой же задачей совершен в январе-мае 1988 г.

    В начале 1987 г. проведена экспедиция в Центральную Атлантику и Средиземное море. По проекту «Микроструктура» исследовались механизм перемещения вод, турбулентность и тонкая структура гидрофизических полей в специфичных районах океана: зоне прибрежного апвеллинга, зоне взаимопроникновения вод с различными термокалинными характеристиками, зоне сильных струйных течений, районе взаимопроникновения вод с различными местами подводных возвышенностей и зоне конвективных движений вод в период зимнего выхолаживания (начальник экспедиции д.ф.-м.н. Р.В. Озмидов).

    Осенью 1987 г. судно совершило рейс в Балтийское море и Атлантический океан (руководитель В.Д. Егорихин). Проведены бассейновые и натурные испытания глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», их приемка у фирмы-изго- товителя.

    В июне-августе 1988 г. проведена экспедиция в восточную часть Атлантического океана и Тирренское море (начальник экспедиции д.т.н. B.C. Ястребов). Изучались подводные горы в тектонически активных областях с целью получения данных для геодинамичаских моделей (проект «Палеоокеанология»).

    Два десятка экспедиций совершило судно в период 1988-1995 гг. В ходе их широко использовались подводные обитаемые аппараты «Мир-1» - 191 погружение и «Мир-2» - 198 погружений. Выполнено шесть рейсов в 1989 г. к затонувшей в Норвежском море атомной подводной лодке «Комсомолец». Подводные аппараты судна совершили 68 погружений к лодке, лежащей на глубине 1700 м.

    В 1991-1995 гг. и в 2001 г. с помощью аппаратов «Мир» производились киносъемки у затонувшего лайнера «Титаник», покоящегося на глубине 3800 м.

    В 2000-2001 гг. «Мир-1» и «Мир-2» не раз погружались и вели обследование постигшего катастрофу в Баренцевом море атомного подводного крейсера «Курск», находящегося на глубине 108 м.

    В 1995 г. судно совершило одну научную экспедицию и два коммерческих рейса по договорам с МЧС и по контрактам с иностранными фирмами.

    Как крупнейший плавучий научный центр «Академик Мстислав Келдыш» занесен в книгу Гиннесса.

    В печати сообщалось, что в 2005 г. Институтом океанологии им. П.П. Ширшова планируется экспедиция к «Титанику» российских ученых совместно с американским кинорежиссером Джеймсом Камероном.

    Опубликовано: 20-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014