• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики


    Корабельные истории

     

    «Академик Курчатов»

    Корабельный состав академического научно-исследовательского флота (тактико-технические характеристики, оснащение и экспедиционная деятельность)

    Универсальное исследовательское судно большого водоизмещения, головное в серии из 9 единиц, флагман советского экспедиционного флота в 60-70-е годы. Предназначалось для комплексных океанологических исследований удаленных акваторий и малоизученных районов Мирового океана. НИС спроектировано конструкторами Минсудпрома (проект 181) в тесном взаимодействии с сотрудниками Отдела морских экспедиционных работ АН СССР на базе корпуса построенного в ГДР пассажирского теплохода «Михаил Калинин». В основу проекта была заложена идея создания качественно нового НИС как плавучего академического института, способного не только собирать первичные данные по широкому спектру наук об океане, но и оперативно проводить на борту их обработку и научный анализ.

    Водоизмещение 6830 т. Длина - 122; ширина - 17,8; высота надводного борта - 11,44; осадка - 5,8 м.

    «Академик Курчатов»

    Судно имело 7 палуб, цельносварной корпус с поперечным набором, второе дно. Для обеспечения непотопляемости и рациональной компоновки оборудования корпус разделялся переборками и палубами на несколько водонепроницаемых отсеков. В носовой части размещались два подруливающих устройства, в среднюю часть пера руля был встроен небольшой поворотный винтовой движитель с электроприводом мощностью 300 л.с. (активный руль). С их помощью, несмотря на сильные течения, волнения и ветер, судно могло стабильно удерживаться в нужном положении во время сеансов на буйковых станциях. Кроме того, при необходимости оно могло двигаться со скоростью до 3,5 уз. при работе только активного руля. Для улучшения мореходности и обеспечения океанологических исследований в свежую погоду конструкторы применили бортовые выдвижные успокоители качки, за счет чего она снижалась в 3-4- раза. Таким образом, при шторме в 7-9 баллов качка НИС «Академик Курчатов» соответствовала волнению моря в 2-3 балла.

    Двухвальная энергоустановка с двумя дизелями мощностью по 4 тыс. л.с. и непосредственной передачей крутящего момента на гребные винты фиксированного шага позволяла судну развивать скорость от 4 до 18,3 уз.

    Для своего времени «Академик Курчатов» являлся одним из самых скоростных НИС, что способствовало быстрому переходу в заданный район и, как следствие, увеличению полезного времени на выполнение научных исследований.

    Снабжение судового и научного оборудования электроэнергией различных параметров и качества производилось при помощи пяти автономных дизель-генераторов общей мощностью 2 тыс. кВт. При этом конструкторы предусмотрели меры, направленные на снижение вибраций и шумов от работающих механизмов.

    Управление судном осуществлялось из рулевой рубки, где для этого был смонтирован и максимально автоматизирован удобный в обслуживании командный пульт. Для наблюдения и контроля за работами на удаленных участках палуб предусматривалась специальная телевизионная установка.

    На борту «Академика Курчатова» размещался большой комплекс новейшего научно-технического оборудования уровня 60-х годов, позволявший в течение длительного времени проводить в море сложные и разнообразные исследования фундаментального и прикладного характера.

    В состав штатного комплекса, в частности, входили:

    · 27 лабораторий различного научного профиля общей площадью 539 кв. м, в том числе специализировавшиеся на новых направлениях, которые ранее с борта НИС не велись (например, исследования физики морей, физики Земли, физики космического пространства и др.);

    · около 30 подсобных научных помещений на шести палубах, в которых размещались ЭВМ, радиолокационная аппаратура, стабилизированные платформы и другое научно-техническое оборудование;

    · 14 палубных исследовательских электролебедок, из которых одна 10-тонная, рассчитанная для работы на больших глубинах;

    · 16 кран-балок грузоподъемностью 2-8 т и две пары грузовых стрел.

    Предусматривалась возможность использования вертолетов и глубоководных подводных аппаратов, а также съемного научного оборудования. Большое внимание уделялось автоматизированному сбору и обработке научной информации, получаемой от различных исследовательских приборов; 9 из 14 электролебедок оснащены кабель-тросами с опускавшимися на разные глубины датчиками и физическими приборами, от которых сначала сведения передавались по кабелю на осциллографы или магнитную ленту, а оттуда поступали на бортовую ЭВМ. Первоначально судно имело цифровую машину «Минск-2», потом «Минск-22», которую еще раз заменили на две вычислительные машины ЕС-1010 и НР-3603.

    По своим техническим возможностям и судовым запасам судно относилось к разряду НИС с неограниченным районом плавания. Запасы топлива (1345 т) обеспечивали ему автономность 45 сут. на полном ходу или дальность плавания 20000 миль с экономической скоростью 16 уз. Автономность по запасам питьевой воды (200 т) составляла 60 сут. Для пополнения запасов котельной и мытьевой воды на судне устанавливались два опреснителя производительностью по 40 т/сут.

    Для размещения и проживания экипажа (84 человека) и научного персонала (81 человек) на НИС имелись 96 одно- и двухместных кают с автономными кондиционерами. Общесудовая климатическая установка обеспечивала комфортный режим по влажности и температуре воздуха в служебных, лабораторных и других помещениях.

    НИС «Академик Курчатов» построено по заказу АН СССР на верфи им. Матиаса Тезена в г. Висмар (ГДР) и в 1965 г. предъявлено к сдаче. Государственную комиссию по его приемке возглавил начальник ОМЭР И.Д. Папанин. После устранения выявленных недостатков, на что ушло 3 мес., 9 марта 1966 г. на судне был поднят Государственный флаг СССР, и вскоре оно перешло в Кронштадт на дооборудование, а оттуда - в Калининград, к месту постоянной приписки. В конце декабря флагман отечественного экспедиционного флота вышел в свое первое плавание в Атлантический океан и в течение двух месяцев занимался проверкой работы судового и научного оборудования, а также опробовал новую методику научных исследований в море.

    В течение многих лет на судне успешно решались сложные и актуальные задачи, главным образом, в области гидрофизики, гидрохимии, морской геологии, науки о Земле и частично морской биологии. При этом достигнуты выдающиеся результаты, зарегистрированные как научные открытия и отмеченные различными наградами. Например, в 1969 г. при активном участии НИС «Академик Курчатов» в Атлантике обнаружили крупномасштабное Антило-Гвианское течение, оказывавшее сильное влияние на гидрологию моря.

    В 1970 г. «Академик Курчатов» совместно с НИС «Дмитрий Менделеев» участвовал в проведении гидрофизического эксперимента в тропической Атлантике по междуведомственной программе «ПОЛИГОН-70». За полгода пребывания в океане ученым удалось собрать убедительные данные, позволившие неожиданно установить факт существования в водной среде огромных вихрей размером 100-150 км. Причем именно в том месте, где всегда считалось только присутствие устойчивых потоков поверхностного течения в строго определенном направлении. Об этом крупном открытии советские ученые сообщили в октябре 1970 г. на Международной океанографической ассамблее в Токио, за что АН СССР получила благодарность от руководства Международного Научного комитета по океаническим исследованиям. Эксперимент, в котором приняли участие находившиеся на борту «Академика Курчатова» ученые из шести стран, еще раз подтвердил большие научно-технические возможности флагмана советского экспедиционного флота и однотипных НИС.

    При решении одной из важнейших проблем в области геологических и геофизических исследований, изучение рельефа дна сочеталось с глубинным и сейсмическим зондированием и естественной сейсмичностью, что послужило основой для разработки карты рельефа Тихого океана. В рейсах 1973 и 1976 г. в северной Атлантике с борта НИС проводились измерения температуры поверхности океана синхронно с инфракрасными измерениями с американского спутника NOAA-2. В результате впервые появилась возможность более конкретно определить достоверность спутниковых сведений и их значение для практических целей.

    Историческое значение имел 30-й рейс (1980 г.) судна в Красное море, во время которого впервые для геологических исследований использовался глубоководный подводный аппарат «Пайсис-XI», погружавшийся на глубину около 2 тыс. м.

    В 1987 г., при плавании в Индийском океане, исследователи с «Академика Курчатова» провели серию работ, связанных с изучением дальнего распространения звука в океане при различных гидрофизических условиях - работы имели не только народнохозяйственное, но и важное оборонное значение. Заметный вклад они внесли в развитие нового направления в современной океанологии - исследование функционирования океанических систем в условиях загрязнения среды.

    На протяжении всей своей научной деятельности судно неоднократно принимало непосредственное участие в экспедициях по программам различных международных организаций. В последний раз (1991 г.) оно стало одним из участников всемирной программы «Ученые мира - Крайнему Северу». В общей сложности НИС «Академик Курчатов» совершил 53 рейса, выполнил научные работы на 6327 океанографических станциях, обследовал 23 острова Мирового океана, 274 раза заходил в порты 108 иностранных государств. Именем академика Курчатова названы: «Разлом Курчатова» в Атлантическом океане, «Гора Курчатова» в Индийском океане и еще один «Разлом Курчатова» в Тихом океане. В середине 90-х годов НИС «Академик Курчатов» было выведено из состава экспедиционного флота РАН и продано на слом.

    «Академик Курчатов»

    В разные годы начальниками и научными руководителями экспедиций судна были: академики JI.M. Бреховских, А.С. Монин, М.Е. Виноградов и JI.A. Зенкевич, проф. Б.Г. Корт, д.ф.-м.н. Р.В. Озмидов, д.б.н. JI.A. Пономарева, д.ф.-м.н. К.Н. Федоров, к.г.н. В.И. Войтов, к.г.н. Г.Б. Удинцев, к.г.н. Ю.А. Шишков и другие видные ученые.

    Первоначально НИС «Академик Курчатов» строился как единичное исследовательское судно. Однако его высокие морские и эксплуатационные качества, а также прекрасное научно- техническое оборудование подтвердили перспективность и большие потенциальные возможности нового судна. Поэтому в дальнейшем по проекту головного экспедиционного судна «Академик Курчатов» было построено 9 серийных однотипных НИС, в том числе четыре для Главного Управления Гидрометеослужбы СССР.

    Опубликовано: 20-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014