• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики


    Корабельные истории

     

    Корабль Виктори

    Корабли-памятники

    В 1756 г. началась хорошо известная в истории Семилетняя война, в которой участвовали многие европейские страны, включая Россию. Войну начала Великобритания, которая не могла поделить с Францией колонии в Северной Америке и Ост-Индии. В этой войне обеим странам был необходим сильный военно-морской флот.

    В то время в составе британского флота был всего один крупный линейный корабль Ройял Джордж. Адмиралтейство приказало главному инспектору сэру Томасу Слейду срочно построить новый стопушечный корабль, взяв за прототип Ройял Джордж и внеся необходимые конструктивные усовершенствования.

    Постройка столь важного для флота корабля требовала большой подготовительной работы, которая в обычных условиях длилась несколько лет. Специалисты подбирали подходящий лес, валили его, заготовляли брусья и доски и выдерживали их много месяцев, а то и лет, чтобы достичь оптимальной влажности древесины, так как от качества древесины зависит ее прочность. Однако шла война, и на подготовительные работы не было времени. К счастью, на одном из складов Слейд нашел запас бревен, которые хранились там свыше 10 лет. И без преувеличения можно сказать, что именно этому обстоятельству наши современники обязаны тем, что построенный Слейдом корабль сохранился по сей день.

    23 июля 1759 г. на судостроительной верфи города Чатема состоялась торжественная церемония закладки киля нового корабля 45-метрового бруса из вяза.

    Год 1759-й был для Англии годом военных побед (при Миндене и Гессене французы потерпели особенно тяжелые поражения), и, видимо, поэтому вновь строящемуся кораблю дали имя Викторы, т. е. «победа».

    К тому времени в составе военно-морского флота Англии было уже четыре корабля, носивших это имя. Последний Виктори был 110-пушечный корабль I ранга, построенный в 1737 г. На седьмом году службы он попал в жестокий шторм и погиб вместе со всем экипажем.

    Постройка нового Виктори шла медленно. Шла Семилетняя война. Верфь, где строился Виктори, была занята главным образом ремонтом кораблей, поврежденных в боях, и поэтому на новый корабль не хватало ни сил, ни средств. Когда Семилетняя война окончилась, в доке возвышался только деревянный остов будущего большого корабля.

    Но эта неторопливость постройки сыграла положительную роль и пошла на пользу будущему знаменитому кораблю. Значительная часть лесоматериала хранилась на территории верфи с 1746 г., и за долгие годы, пока велось строительство Виктори, материал приобрел прекрасные прочностные качества.

    Только через шесть лет после закладки киля, 7 мая 1765 г. Виктори был спущен на воду — «самый крупный и самый красивый корабль из тех, которые когда-либо были построены» — так во всяком случае писала газета «Паблик Адвертайзер» по случаю рождения нового корабля. Но до зачисления его в состав королевского флота еще было далеко, с достройкой Виктори торопились еще меньше, чем со строительством, так что достраивали корабль ... целых 13 лет.

    В 1778 г. Виктори вошел в строй и был объявлен флагманским кораблем британского военно-морского флота (рис. 11). Согласно официальным документам Адмиралтейства, строительная стоимость Виктори составила 63 176 фунт. ст. Корабль, действительно, по тем временам был большим и красивым

    Главные размерения, м. . . . 69,0x16,0x6,6

    Водоизмещение, т ......  3500

    На трех палубах было размещено 102 пушки калибром 32, 24 и 12 фунтов. При строительстве корпуса были применены самые лучшие породы дерева. Шпангоуты были выполнены из английского дуба. Строители предусмотрели две обшивки корпуса: наружную и внутреннюю. Наружная обшивка была изготовлена из балтийского дуба, специально доставленного в Англию из Польши и Восточной Пруссии. Впоследствии, в 1780 г. подводную часть корпуса покрыли медными листами (всего 3923 листа), которые прикрепили к деревянной обшивке железными гвоздями.

    Нос корабля украшала огромная фигура короля Георга III в лавровом венке, которого поддерживали аллегорические фигуры Британии,. Победы и другие. В кормовой оконечности располагались затейливые резные балконы.

    Как было принято на кораблях того времени, на палубе не предусматривалось никаких надстроек. В корме было небольшое возвышение — капитанский мостик, откуда командир корабля давал распоряжения и где во время боя находился адмирал, руководивший сражением.

    Недалеко от капитанского мостика, около бизань- мачты располагалась площадка для рулевого. Там находился штурвал для перекладки огромного руля, расположенного за кормой. Для того чтобы справиться с рулем, нужны были большие усилия, и обычно на штурвал ставили двух, а то и четырех самых сильных матросов.

    Под капитанским мостиком располагалась самая лучшая на корабле адмиральская каюта, а под ней — каюта командира. Для матросов кают не было, на одной из батарейных палуб на ночь подвешивали койки. (Как правило, койки представляли собой куски толстой парусины размерами 1,8 X 1,2 м, от узких сторон которых шли тонкие, но крепкие тросы, связанные между собой и прикрепленные к более толстому тросу. Толстый трос привязывали к планкам, прибитым к деревянным бимсам). Рано утром койки связывали и укладывали в специальные ящики, расположенные вдоль бортов.

    В нижнем твиндеке корабля располагались кладовые для провизии и крюйт-камеры, где хранились бочки с порохом. В носовой части твиндека находился бомбовой погреб. Разумеется, никаких механических средств для подъема пороха и ядер не было, и во время боя весь боезапас поднимали на руках, перекладывая с палубы на палубу руками (это было на кораблях того времени не так трудно, так как междупалубные расстояния не превышали 1,8 м).

    Большое бедствие на любом деревянном корабле — невозможность обеспечить полную водонепроницаемость. Несмотря на самое тщательное проконопачивание швов, вода неизменно просачивается в корпус, скапливается на дне, загрязняется и начинает источать гнилостный за- нах. Поэтому на Викторы, как и на любом другом деревянном корабле, матросов заставляли периодически спускаться внутрь корпуса и откачивать трюмную воду, для чего в районе мидель-шпангоута были предусмотрены ручные помпы.

    Над палубой Виктори возвышались три мачты, которые несли на себе полное парусное вооружение корабля. По обычаю того времени борта корпуса были окрашены в черный цвет, а в районе пушечных портов были проведены желтые полосы.

    Итак, Виктори стал флагманским кораблем британского военно-морского флота и принял участие во многих сражениях под флагом таких прославленных английских адмиралов, как Кеппель, Худ, Хоу.

    В 1798 г. Виктори исполнилось 20 лет, и его решили исключить из числа боевых кораблей. Ветерана британского военно-морского флота превратили сначала в госпиталь, а потом в плавучую тюрьму. Казалось, корабль был обречен на полное забвение. Однако в 1799 г. эксперты Адмиралтейства, осмотрев корпус, решили, что Виктори еще рано списывать и вновь перевели его в ранг боевого корабля.

    Прежде чем возвратить корабль боевому флоту, его поставили на ремонт (тимберовку). Капитально заделали старые раны, а главное — избавили Виктори от лишних украшений, которые только мешали во время боя: сняли громоздкую носовую фигуру, заменив ее довольно миниатюрным украшением в виде двух херувимов, поддерживающих королевский щит и корону, а также убрали знаменитые кормовые балконы. Ремонт длился свыше трех лет и обошелся в 70 ООО фунт, ст., что на 10% превысило стоимость постройки.

    На обновленном корабле 15 сентября 1805 г. поднял свой флаг один из самых талантливых флотоводцев мира прославленный адмирал Горацио Нельсон.

    Вся жизнь Нельсона с самого раннего возраста была связана с флотом. С 12 лет он уже служил на корабле, а в 19 лет был произведен в лейтенанты. В 21 год Нельсон командовал фрегатом, а когда ему не было и 30 лет, он стал командиром линейного корабля Агамемнон. В возрасте 38 лет Нельсон получил звание коммодора — промежуточное между капитаном и адмиралом, а через год за подвиг в бою у мыса Сан-Винсент, в котором он взял на абордаж два испанских корабля, Нельсону присвоили звание контр-адмирала, а вскоре — титул лорда Адмиралтейства.

    До Трафальгарской битвы (1805) Нельсон участвовал в 123 морских сражениях, в которых получил 40 ранений, потерял глаз и правую руку. От природы физически слабый, совершенно не переносивший морскую качку, Нельсон в морских сражениях преображался: был энергичен, вынослив, отважно шел навстречу опасности. К подчиненным Нельсон относился с величайшей заботой, и авторитет его был непререкаемым.

    К военным операциям Нельсон готовился очень тщательно, добиваясь того, чтобы каждый командир корабля хорошо понимал план операции.

    До Нельсона в морских сражениях господствовала доктрина Павла Госта: вести бой по определенному трафарету, во что бы то ни стало соблюдать безукоризненный строй. Всякая инициатива командира корабля каралась самым жестоким образом.

    Нельсон же впервые в истории английского флота отказался от заранее заданных схем ведения боя. Он задавал только общую идею, генеральный план сражения, но при исполнении тактической задачи командир корабля волен был действовать согласно собственному разумению. Таким образом, Нельсон первым среди флотоводцев Британии стал всячески поощрять инициативу командиров, которых он воспитывал и подбирал соответствующим образом: решительных, отважных, способных принимать самостоятельные решения.

    Выдающийся талант Нельсона как замечательного флотоводца раскрылся наиболее ярко в ходе англо-французских войн.

    18—19 брюмера VIII года республики (9—10 ноября 1799 г.) Наполеон стал диктатором Франции и начал проводить политику защиты интересов французской буржуазии: вступил в борьбу за военно-политическую и торгово- промышленную гегемонию в Европе, за главенствующее положение в мировой торговле, за захват колоний. Наполеон понимал, что попытки Франции упрочить свои позиции встретят энергичное противоборство со стороны Англии.

    Поэтому с самого начала своей деятельности как главы государства он направил все усилия на создание мощного флота, чтобы добиться решающего превосходства на море, организовать высадку своих войск на британские острова и победить Англию на ее собственной территории.

    Начавшиеся в 1799 г. так называемые Наполеоновские войны, направленные прежде всего против Англии, не прекращались до падения империи Наполеона I. В 1801 г. англичанам удалось заключить с Францией мирный договор, но ненадолго. В 1803 г. война возобновилась, и во время этой войны произошло знаменитое Трафальгарское сражение (1805), сделавшее бессмертным имя адмирала Нельсона и его корабля Виктори.

    В сентябре 1805 г. объединенная эскадра французских и испанских кораблей была заблокирована в испанском порту Кадис. Узнав об этом, Нельсон предложил свою кандидатуру в качестве командующего английской эскадрой. Адмиралтейство согласилось с доводами отважного адмирала, и некоторое время спустя флагманский корабль Виктори под флагом Нельсона отправился на соединение с английской эскадрой.

    Нельсон решил атаковать неприятельскую эскадру, несмотря на превосходящие силы противника. Адмирал разработал блестящий план атаки, и 9 октября разослал его в письменном виде всем своим флагманам и капитанам. Впоследствии этот документ вошел в историю военного искусства как образец талантливого тактического замысла и великолепного его осуществления.

    Нельсон понимал, что противник, следуя классическим канонам ведения боя, будет идти безукоризненным строем. Идея флотоводца состояла в том, чтобы прорезать строй в двух местах, отсечь часть неприятельской эскадры и, пользуясь местным численным превосходством, уничтожить отсеченную группу кораблей. Свою эскадру, которая предположительно должна была включать 40 боевых кораблей, Нельсон разделил на два отряда по 16 кораблей, а восемь самых быстроходных кораблей он оставил в резерве, чтобы в нужный момент боя создать на определенном участке решающий перевес.

    Однако в распоряжении Нельсона оказалось не 40, а всего 27 кораблей против 33 кораблей неприятельской эскадры (18 французских и 15 испанских кораблей). Это не остановило Нельсона, и, когда 20 октября он получил известие, что французско-испанская эскадра под командованием адмирала Вильнева выходит из порта Кадис, Нельсон приказал своим кораблям идти наперерез, чтобы помешать выходу противника в Средиземное море.

    Не обнаружив неприятеля у Гибралтара, Нельсон повел свою эскадру на север, и 21 октября 1805 г. в 6 ч утра его моряки встретили у мыса Трафальгар вражеские корабли. Как и предвидел Нельсон, командующий французско-испанской эскадрой выстроил свои корабли в строгую кильватерную колонну и взял курс на север, чтобы вернуться в Кадис. Однако при слабом ветре и мертвой зыби союзникам было очень трудно сохранить кильватерную колонну; некоторые корабли шли парами, а это было на руку Нельсону: часть кораблей противника оказалась между своими кораблями и эскадрой англичан и таким образом мешала собственным кораблям вести огонь.

    Нельсон разделил свою эскадру на две колонны. В состав северной колонны вошло 12 кораблей, действиями которых руководил сам адмирал, находившийся на борту Виктори. В состав южной колонны под командованием младшего флагмана Коллингвуда входило 15 более быстроходных кораблей. В соответствии с заранее разработанным планом обе колонны пошли наперерез французско-испан- ской эскадре.

    Около 12 ч дня Нельсон поднял на Виктори свой исторический сигнал: «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг». Началось Трафальгарское сражение. Первым прорезал строй неприятеля флагманский корабль Коллингвуда Ройял Соверен и сразу вступил в бой с несколькими кораблями. Менее быстроходный Виктори подошел к французско-испанской эскадре несколько позже и взял на абордаж французский корабль Редутабль.

    Нельсон в парадной форме ходил по капитанскому мостику и отдавал команды, не обращая внимания на неприятельские пули, которые посылали французские стрелки с мачт своего корабля. Одна из пуль вошла адмиралу в левое плечо, прошла через грудь и застряла в позвоночнике, Нельсон упал, и его отнесли во внутреннее помещение.

    Бой продолжался. На помощь Викторы подошел английский корабль Темерер. Абордажная схватка длилась свыше часа. Потеряв 80% команды, Редутабль спустил флаг и сдался. Тем временем с Темерером свалился в абордаж другой французский корабль Фого. Но и этому кораблю пришлось спустить флаг. К тому времени на Виктори уже погибло 160 человек, на Темерере — 123. Положение было очень трудным, поскольку Виктори и Темерер первыми вошли в контакт с неприятельскими кораблями и приняли на себя главный удар. Однако через некоторое время подоспели остальные английские корабли, они вступили в бой с французским флагманским кораблем Буцентаер, на котором находился командующий союзной эскадрой Вильнев, и вскоре Буцентаер и два находившихся поблизости французских корабля сдались.

    Смертельно раненный Нельсон до последней минуты продолжал отдавать распоряжения. Последним его указанием было поставить все корабли на якорь, поскольку надвигался шторм, и корабли могло вынести на скалы. В 16 ч 40 мин великий адмирал скончался.

    Во время Трафальгарского сражения англичане взяли в плен или уничтожили 18 кораблей противника, французско-испанская эскадра потеряла убитыми и ранеными 2600 человек, а вместе с пленными — 7000 человек. Английская же эскадра потеряла 450 человек убитыми, 1230 ранеными, сохранив при этом весь свой флот (правда, один из кораблей остался без мачт).

    Трагически закончилась жизнь французского адмирала Вильнева. Поражение в Трафальгарском бою духовно сломило флотоводца, и после освобождения из плена в 1806 г. он покончил с собой.

    Трафальгарская битва определила дальнейшее развитие французско-английских отношений: Англия укрепила свое положение владычицы морей, Наполеон отказался от соперничества с англичанами на морях, от высадки десанта на британские острова и начал ряд сухопутных войн с европейскими странами. Чем это кончилось, — мы хорошо знаем.

    Скорбным было возвращение Виктори в Англию. Флагманский корабль Нельсона превратился в траурный лафет, на котором тело великого флотоводца было доставлено на родину. Знаменитый адмирал со всеми почестями был похоронен в Лондоне.

    Гроб Нельсона был изготовлен из мачты Ориента — французского флагманского корабля, который после победы английской эскадры под командованием Нельсона в морском сражении при Абукире 2 августа 1798 г. был захвачен в плен.

    В память о победе при Трафальгаре и о замечательном флотоводце в центре Лондона была создана Трафальгарская площадь, на которой установлен памятник Нельсону.

    Но как сложилась дальнейшая судьба Виктори? Во время Трафальгарской битвы ядро сбило бизань- мачту, две другие мачты были выбиты из степсов, большинство рей получило повреждения. Корабль был отправлен на ремонт, во время которого ликвидировали наиболее серьезные повреждения.

    После ремонта Виктори принимал участие в нескольких операциях на Балтике и свою воинскую карьеру завершил в качестве транспорта в 1811 г. 18 декабря 1812 г. корабль исключили из списков военно-морского флота Великобритании, причем, по свидетельству инспектора Адмиралтейства, Виктори находился в «сухом и хорошем состоянии», а ведь кораблю исполнилось уже 53 года!

    Вскоре после списания англичане начали относиться к Виктори как к кораблю-памятнику, и никто не смел разрушить его.

    В 1815 г. корабль поставили на капитальный ремонт. Корпус и прочее оборудование тщательно осмотрели, выполнили ремонтные работы, вновь заменили носовую фигуру, снова перекрасили корпус (в районе пушечных портов были проведены широкие белые полосы). После ремонта в течение целых ста лет корабль стоял в порту Госпорт, недалеко от Портсмута.

    С 1824 г. на Виктори ежегодно устраивался торжественный обед в память о Трафальгарской битве и адмирале Нельсоне, а в 1847 г. Виктори был объявлен постоянным флагманским кораблем командующего Хоум-флит Англии, т. е. флота, непосредственно отвечающего за неприкосновенность территории Великобритании.

    Однако за кораблем-ветераном не ухаживали так, как было бы нужно. Корпус постепенно разрушался, его перегиб в носовой части достиг почти 500 мм, и к началу XX столетия корпус был в очень плохом состоянии.

    Ходили слухи, что Викторы хотят затопить, и, вероятнее всего, так бы и произошло, если бы на защиту знаменитого корабля не выступили адмирал Д. Стэрди и профессор Дж. Кэллендер, автор ряда известных книг об адмирале Нельсоне и его замечательном корабле. Благодаря их активному вмешательству в Англии начался сбор средств под девизом «Спасите Викторы». Характерно, что Адмиралтейство ограничилось предоставлением сухого дока для восстановительных работ на Виктори, которые и были проведены в 1922 г. Интересно, что реставраторы сочли возможным половину бревен и досок, из которых был некогда построен корабль, не заменять, а ограничиться пропиткой их специальным раствором, защищающим дерево от разрушения.

    После реставрации корабль поставили на вечную стоянку в сухой док в Портсмуте. Во время второй мировой войны, когда немецкие самолеты совершали на Англию частые налеты, 250-килограммовая бомба попала между стенкой дока и бортом корабля. В корпусе появилась пробоина диаметром 4,5 м, причем, нет худа без добра: специалисты, ответственные за сохранение исторического корабля, обнаружили, что о появлением этой пробоины вентиляция внутренних помещений Виктори заметно улучшилась.

    После второй мировой войны Виктори ремонтировали заново. Для обеспечения водонепроницаемости проконопатили около 25 км стыков, обновили рангоут и такелаж, починили корпус, для которого использовали английский дуб и бирманский тик. Для уменьшения нагрузки на старый корпус с корабля сняли пушки, и сейчас все пушки корабля стоят на берегу, окружая сухой док, в котором стоит Виктори.

    Борьба за жизнь корабля-памятника не прекращается. Самыми злыми его врагами являются жуки-древоточцы и сухая гниль — одна из наиболее распространенных «болезней» древесины. Неожиданно обнаружилась еще одна опасность: оттяжки, при помощи которых раскрепляют мачты, — так называемые штаги и ванты, в дождливую погоду натягиваются, а в сухую обвисают, что со временем могло бы привести к разрушению мачт.

    Пришлось в 1963 г. затратить L0 тыс. фунт, ст..,. чтобы заменить оттяжки тросами из итальянской пеньки.

    Сейчас Виктори — один из самых популярных музеев Англии. В отдельные дни корабль посещают до 2 тыс. человек, а ежегодно здесь бывает 300—400 тыс. человек. Все доходы от посетителей этого необычного музея идут на содержание корабля.

    Виктори — это памятник морской славы Англии, ее национальная гордость. Английский народ выполнил наказ мудрого классика английской литературы Уильяма Теккерея, который когда-то сказал: «Кости Виктори должны быть священными реликвиями...».

    С. И. БЕЛКИН. РАССКАЗЫ О ЗНАМЕНИТЫХ КОРАБЛЯХ

    Опубликовано: 14-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014