• Персоналии

  • Ушаков Федор Федорович
    Ушаков Федор Федорович13 (25) февраля 1745 года — 2 (14) октября 1817 года История жизни.
  • Нахимов Павел Степанович
    Нахимов Павел Степанович (1802, с. Городок Смоленской губ.- 1855, Севастополь) - флотоводец, герой Крымской войны. Род. в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский корпус.

Презентации

Корабли Балтики


    Корабельные истории

     

    Каравеллы Колумба

    Корабли-первооткрывaтели

    Открытие Америки, первое кругосветное путешествие Магеллана, нанесение на карту Австралии, Новой Зеландии и, наконец, Антарктиды — эти Великие географические открытия были совершены на парусных судах.

    Знаменитые каравеллы Христофора Колумба скорее всего не каравеллы, а суда другого типа. Многочисленные изображения парусных кораблей Колумба, которые мы так часто видим на страницах книг, на открытках, значках, марках, очень неточны. И привычные названия кораблей Колумба: Санта-Мария, Нинья и Пинта — это скорее всего прозвища судов...

    Ни одна техническая характеристика «каравелл» Христофора Колумба не может считаться достоверной. Поясним это более подробно.

    В XIV—XV вв. на юге Европы получили широкое распространение большие, как правило, трехмачтовые маневренные парусные корабли с прочным деревянным корпусом, с высокими носовой и кормовой надстройками. Эти корабли, преимущественно испанской и португальской постройки, назывались караками. Наиболее крупные караки носили название нао, что по-испански означает «большое судно».

    В XV в. также широкое распространение получили суда типа каравелла: небольшие трехмачтовые торговые суда, предназначенные главным образом для перевозки почты и пассажиров. Характерной особенностью карак и каравелл было то, что обшивка корпуса на этих кораблях крепилась встык. Впоследствии такой способ крепления стали называть креплением «по типу каравеллы».

    Такое крепление обшивки корпуса принципиально отличалось от принятого при постройке кораблей в северной Европе, в частности драккаров викингов, обшивка которых крепилась внакрой (так называемая клинкерная обшивка).

    Все корабли на юге Европы строили по одному принципу, т. е. с креплением обшивки «по типу каравеллы», и очень часто их в отличие от кораблей с другим креплением обшивки называли каравеллами. Так, во всяком случае, объясняет эту терминологическую путаницу специалист по истории и архитектуре корабля В. Урбанович, который считает, что корабли Христофора Колумба являются караками.

    Сам же Христофор Колумб свою Санта-Марию называл нао, а остальные корабли — каравеллами.

    Пока специалисты по истории кораблестроения не пришли к единому мнению о том, к какому типу относятся корабли Колумба, будем называть их полным романтики словом «каравелла».

    Точно не установлены названия кораблей Колумба. В дневниках Колумба ни разу не встречается имя флагманского корабля Санта-Мария. Великий мореплаватель называл корабль не иначе как Лa Галега, т. е. жительница Галисии (Галисия — часть Испании, где был построен корабль).

    Официальное название второй каравеллы Колумба — Санта-Клара, а Нинья — это ласкательное прозвище, в переводе означающее «детка», «крошка» (Колумб очень любил этот корабль). Впрочем, есть и другая версия о происхождении названия каравеллы: прежнего владельца Сайта-Клары звали Хуан Ниньо.

    И наконец, Пинта — название третьего судна, — это тоже прозвище, в переводе с испанского «кружка». Хотя и в этом случае название судна как-то ассоциируется с фамилией прежнего владельца Пинто. Подлинное же имя третьей каравеллы Колумба до сих пор установить не удалось.

    Несмотря на множество изображений кораблей Колумба и даже на постройку их копий, форма корпусов каравелл, главные размерения, основные характеристики, а также конструкции отдельных узлов и элементов не известны, и любое техническое описание каравелл Колумба — одна из возможных версий.

    Изображение флагманского корабля Колумба, которое мы приводим в этой книге, и описание Санта-Марии может дать только самое общее и приближенное представление о знаменитом корабле мореплавателя-первооткрывателя.

    Год постройки Санта-Марии не установлен. Известно только, что ее построили на Галисийском побережье Испании и до экспедиции Колумба Санта-Мария была торговым судном и перевозила грузы и пассажиров между портами Испании и Фландрии. Как предполагают исследователи, длина Санта-Марии составляла около 23 м, водоизмещение — около 130 т (рис. 14).

    Санта-Мария

    Главные размерения, м . . .   . 23,0x6,7x2,8

    Валовая вместимость, per. т 237

    Экипаж, чел..................90

    Источник информации

    Пинта

    Главные размерения, м. . .    . 17,3x5,6x1,9

    Валовая вместимость, per. т 101,24

    Экипаж, чел..................40

    Источник информации

    Нинья

    Главные размерения, м . . .   . 20,1x7,28x2,08

    Валовая вместимость, per. т 167,4

    Экипаж, чел..........65

    Источник информации

    Рис. 14. Каравелла Христофора Колумба Санта-Мария,

    Над палубой каравеллы Санта-Мария возвышались три мачты; высота грот-мачты составляла 28 м. Характерная особенность Санта-Марии — две высокие надстройки: носовая и кормовая, из-за которых средняя часть палубы казалась особенно низкой, тем более, что она не была защищена от волн и в свежую погоду заливалась.

    Корпус отличался плавностью обводов, гармоничностью пропорций. Подводная часть была просмолена, что в известной степени защищало ее от гниения и разрушения древоточцами. Как мы уже говорили, обшивку крепили встык, «по типу каравеллы», внутренняя обшивка корпуса не предусматривалась. Набор корпуса был слабый, поэтому предусматривались наружные подкрепления корпуса.

    В нос от грот-мачты находился колодец, в котором стояла трюмная помпа (как мы знаем, полной водонепроницаемости деревянного корпуса добиться не удавалось). В средней части корпуса располагался камбуз, состоявший из деревянной камеры, выложенной изнутри кирпичом. Камбуз часто заливало, поэтому горячую пищу команда получала только в спокойную погоду. В средней части судна была предусмотрена специальная площадка, на которой в особом деревянном ящике хранился компас. Около фок-мачты находился брашпиль для подъема якоря.

    Высокая кормовая надстройка была двухъярусной. В верхнем ярусе (тодилье) находилась каюта Христофора Колумба, руководителя экспедиции. В нижнем ярусе (тольде) хранилось различное корабельное имущество: канаты, якоря, блоки.

    В носовой, одноярусной, надстройке размещались матросы. Другая часть матросов жила в трюме. Только для адмирала Колумба и нескольких избранных имелись постели. Подвесные койки появились только в XVI в. (кстати, прототипом для них стали индейские гамаки, с которыми Колумб и его спутники познакомились в Америке). Основная часть экипажа ютилась в тесных помещениях, в тяжелых условиях. Матросы спали где попало: на досках, ящиках, подстилая под себя собственную одежду или вообще не раздеваясь.

    На Санта-Марии были две шлюпки: 14-весельный баркас и восьмивесельный катер. Шлюпки помещались в средней части судна, на палубе, в нос от грот-мачты. Чтобы облегчить подъем шлюпок на борт, в фальшборте (в районе расположения баркаса и катера) предусматривались специальные вырезы.

    На каравелле было много небольших пушек, стрелявших в основном каменными ядрами: четыре 20-фунтовых, шесть 12-фунтовых, восемь шестифунтовых и т. д.

    Особенностью каравелл Колумба является тип их парусного вооружения. Первоначально на каравеллах ставили треугольные, так называемые латинские паруса, но к началу эпохи Великих географических открытий все более широкое распространение стали получать прямые паруса, которые при попутном ветре позволяли достигать большей скорости.

    При выходе из Испании Санта-Мария и Пинта несли прямые паруса и только Нинья — латинские. Но при первой же стоянке на Канарских островах латинские паруса Ниньи были заменены прямыми. И, видимо, успех плавания каравелл Колумба, которые благополучно пересекли Атлантический океан и достигли берегов Америки, был еще одним доводом в пользу кораблей с прямым парусным вооружением. В последующие века стали создавать огромные многомачтовые корабли с пятью- шестью ярусами прямых парусов.

    Все корабли Колумба отличались легкостью, маневренностью, хорошей остойчивостью, но больше всего адмирал любил Нинью и считал ее прекрасным судном. По формальным признакам Колумб должен был сделать Санта- Марию флагманским кораблем: ее водоизмещение было больше суммарного водоизмещения двух других каравелл Ниньи и Пинты.

    Мы не будем останавливаться на описании каравелл Ниньи и Пинты, потому что по архитектурному типу и общему устройству они практически не отличались от флагманского корабля. Хотя даже на фоне кораблей того времени Санта-Мария, Нинья и Пинта считались небольшими, каравеллы сумели пересечь огромный, еще неведомый европейским мореплавателям океан (если не считать плаваний викингов). Впоследствии немало несравненно более крупных парусных судов, а затем пароходов и теплоходов не выдерживали сурового испытания, который устраивала им Атлантика, и погибали.

    Одной из главных заслуг Христофора Колумба и его спутников, видимо, следует считать не только открытие новых земель Америки (Америка уже была открыта викингами), а отважный переход через Атлантический океан.

    Христофор Колумб родился в 1451 г. в семье простолюдина-шерстяника в итальянском городе Генуе, хотя честь считаться родиной Колумба оспаривала и Испания, и Португалия, и Франция, и даже ... Англия.

    Колумб родился на рубеже средневековья и возрождения, и в его личности сочетались черты, характерные для людей обеих эпох: с одной стороны, это был человек пытливого ума и широких взглядов, эрудированный в самых различных областях знаний, свободно владеющий четырьмя языками. С другой стороны, — религиозный фанатик. Отважный мореплаватель, человек, тонко чувствующий красоту природы и в то же время жестокий к местному населению вновь открытых земель, способный травить собаками местных жителей, продавать их в рабство.

    Колумб в юношеском возрасте стал матросом и много плавал на торговых генуэзских кораблях. В 1476 г. во время морского сражения генуэзский корабль, на котором плавал Колумб, погиб, и раненый юноша с трудом добрался до португальского берега.

    С этого времени Португалия на много лет стала его родиной. В этой стране Колумб стал профессиональным моряком, и прошел все ступени морской службы от матроса до капитана, отлично освоил практическое судовождение, изучил астрономию и географию. На португальских торговых судах Колумб ходил от Северного полярного круга почти до экватора и от Эгейского моря на востоке до Азорских островов на западе.

    Колумб был хорошо знаком с записями, картами, судовыми журналами известного в то время путешественника Мониса де Перестрелло, на дочери которого он был женат. Колумб изучил записки Марко Поло, географические карты, которые мог достать. По утверждению некоторых биографов в 1477 г. Колумб совершил путешествие в Исландию и собирал легенды и другие сведения об открытии Америки викингами. Великий мореплаватель изучал труды Аристотеля, Сенеки, Плиния, которые доказывали, что в Индию можно попасть, двигаясь не на восток, а на запад, потому что земля круглая. Колумб внимательно слушал рассказы жителей Азорских и Канарских островов о том, что иногда течение прибивало к их берегам плоды неведомых деревьев, диковинные изделия из дерева и даже трупы краснокожих людей.

    Постепенно у Колумба сложилось твердое убеждение: на западе, по другую сторону Атлантического океана, лежит Китай, а недалеко от него — Индия. Стало быть, если плыть по Атлантическому океану на запад, то можно достичь берегов Индии, и этот путь будет несравненно более коротким и легким, чем плавание на восток, вокруг мыса Доброй Надежды.

    Предложение Колумба снарядить экспедицию в Атлантический океан и попытаться, следуя на запад, открыть новый путь в Индию, долго нигде не получало поддержки: ни в Португалии, ни в Италии, ни в Англии, ни во Франции. Слишком глубоко укоренилось в сознании людей то представление о строении мира, которое было сформулировано античным мыслителем Птоломеем: земля плоская, со всех сторон она омывается океаном, и тот, кто приблизится к краю океана, провалится в бездну.

    В 1486 г. Колумб, живший в эти годы в Испании, получил первую аудиенцию у испанской королевы Изабеллы. На свое предложение снарядить экспедицию к противоположному берегу Атлантического океана Колумб не получил отрицательного ответа, но решение вопроса затянулось на целые шесть лет. И только 17 апреля 1492 г. король и королева Испании подписали с Колумбом договор. Согласно этому договору Колумб, если он откроет новые земли, должен был получить звание адмирала и назначение вице-королем и главным правителем всех земель, которые он откроет. Король Фердинанд и королева Изабелла обещали Колумбу десятую часть всех богатств, которые он добудет в заморских землях.

    Колумб выезжает в порт Палое и начинает готовить экспедицию. Город Палое провинился перед королем и был обязан снарядить два корабля для экспедиции Колумба. Третий корабль снарядил сам Колумб. В Палосе жил хорошо знакомый Колумбу глава большого рода потомственных мореплавателей Мартин Алонсо Пинсон, владелец верфей, кораблей и искусный капитан, не раз выходивший в Атлантический океан. На него Колумб возлагал особые надежды.

    Надежды Колумба на семью Пинсонов оправдались. В первом плавании Колумба командные должности занимали несколько человек из этой семьи: сам Мартин Алонсо командовал Пинтой, шкипером на этом корабле был младший брат Мартина Франсиско, капитаном Ниньи был Винсенте Яньес Пинсон.

    Активное участие в экспедиции приняли члены другой семьи потомственных моряков и судовладельцев Ниньо. Представители родов Пинсонов и Ниньо очень помогли Колумбу привлечь к участию в экспедиции опытных моряков, подобрать сильную команду, что в конечном счете обеспечило успех плавания.

    Всего на Санта-Марии, Нинье и Пинте отправилось в плавание 90 человек. В состав экспедиции вошло несколько должностных лиц: полномочный инспектор короны, который должен был следить за строгим соблюдением условий договора; нотариус, которому надлежало оформлять юридическим документом присоединение новых земель как собственность испанской короны; переводчик, знающий некоторые восточные языки (ведь экспедиция намеревалась попасть в Индию).

    Первая экспедиция. 3 августа 1492 г. корабли Колумба вышли из порта Палое и взяли курс на Канарские острова. На этом переходе Пинта дважды поломала руль, и в ее корпусе обнаружилась течь. Пришлось надолго задержаться в Лас-Пальмасе, где был произведен основательный ремонт, включающий, как мы уже говорили, замену латинского парусного вооружения Ниньи прямыми парусами.

    Лишь спустя месяц, 6 сентября 1492 г. корабли Колумба вышли из Лас-Пальмаса и взяли курс на запад.

    Начался переход через Атлантический океан. Плавание было долгим и мучительным. Мы уже говорили об условиях жизни матросов на кораблях XV в., об отсутствии элементарных удобств, духоте, грязи. Рацион не отличался разнообразием: вяленое мясо, растительное масло, бобы, горох. Из-за отсутствия витаминов люди жестоко страдали от цинги.

    Во время плавания Колумб и его спутники пользовались самыми примитивными приборами, которые позволяли очень приближенно определять широту места. Поэтому, чтобы не заблудиться, мореплаватели спускались до определенной широты и двигались по ней строго на запад.

    Время отсчитывали по песочным часам «ампольетам». Точность этих часов зависела от добросовестности дежурного юнги, который должен был каждые полчаса переворачивать их. Разумеется, ошибки подобного «хронометра» были колоссальными.

    Настроение команды было мрачным, близким к отчаянию: ведь каравеллы с каждым днем все дальше уходили от родных берегов, навстречу полной неизвестности, к краю света, как считали многие. Ужас охватил людей, когда каравеллы вошли в Саргассово море: зеленые водоросли казались им зловещими щупальцами чудовищ, которые хотели увлечь корабли в бездну.

    Больше месяца люди находились в открытом океане. Плавание было тяжелым испытанием на выносливость, в первую очередь психологическую. Но вот навстречу каравеллам начали попадаться ветви, обтесанные доски, стаи птиц. Стало очевидно, что близко земля. Христофор Колумб приказал всем внимательно вглядываться в горизонт и обещал первому, кто увидит берег, подарить шелковый камзол и пожизненную пенсию 10 000 мараведи (26,5 дуката).

    В 2 ч ночи 12 октября 1492 г. матрос Родриго де Триана с Пинты радостно прокричал: «Земля!». С корабля просигналили выстрелом из пушки. На каравеллах убрали паруса, и на рассвете корабли подошли к живописному зеленому острову, одному из группы Багамских островов, которому Колумб дал имя Сан-Сальвадор (Святой Спаситель).

    Так началась цепь удивительных открытий. Каравеллы Колумба, медленно двигаясь вдоль Багамского архипелага, чуть ли не ежедневно открывали большие и малые острова. Путешественники любовались богатейшей природой, диковинными растениями и животными,

    «Эти острова очень зеленые и плодородные, — писал Колумб, — воздух здесь приятен... Видел я много деревьев, которые весьма отличаются от наших... и так все это необычно, что кажется величайшим на свете дивом. И каково же разнообразие этих форм и видов!».

    Но цель экспедиции была отнюдь не в том, чтобы изучать новые земли, В дневнике Колумб вполне откровенно нишет: «Я иду далее только ради золота и пряностей... Желаю проникнуть на многие острова, чтобы найти золото,..».

    Узнав от местных жителей, что южнее есть острова, где сосредоточены «несметные» запасы золота, Колумб устремился на юг и открыл огромный остров (Кубу). Записи в дневнике Колумба полны восхищения этим прекрасным островом.

    Началось кропотливое обследование северо-восточного побережья Кубы, которую Колумб принял за Китай. Золота на Кубе было очень мало. Тогда, зная, что к юго- востоку от Китая находится страна Сипанго, т. е. Япония, Колумб пошел в этом направлении и открыл большой и очень красивый остров, который назвал Эспаньолой, т. е. «маленькой Испанией» (ныне остров Гаити).

    В пути произошло чрезвычайное происшествие: капитан Пинты Мартин Алонсо Пинсон, решив, видимо, самостоятельно заняться золотоискательством, покинул экспедицию и повел свой корабль в неизвестном направлении. Это был очень жестокий удар в спину.

    Колумб продолжал обследование вновь открытых островов. На Эспаньоле золота оказалось гораздо больше, чем в других местах. Людей охватила алчность, к золоту были устремлены все помыслы самого адмирала и его подчиненных. Участились случаи грабежа туземцев, мародерства. Узнав от туземцев, что недалеко есть остров, на котором золота еще больше, Колумб направил свои корабли к этому острову. Но пришла большая беда. 25 декабря 1492 г. в полночь Санта-Мария села на камни: вахтенные матросы пошли спать, оставив руль на попечении юнги.

    С тонущей каравеллы сняли наиболее ценные грузы, и из ее обломков построили первое европейское поселение на территории Центральной Америки (в Северной Америке за пятьсот лет до Христофора Колумба уже существовали поселения викингов). Так был основан форт, получивший название Навидад, т. е. Рождество (Санта-Мария потерпела крушение в рождество). Форт был вооружен пушками, снятыми с каравеллы. Для устрашения туземцев Колумб приказал обстрелять из пушек разбитый корпус Санта-Марии. Знаменитая каравелла скрылась под водой, и ее останки до сих пор покоятся у северовосточного побережья Зспаньолы (Гаити).

    39 добровольцев остались на острове, надеясь добыть много золота, а Колумб на единственной оставшейся каравелле Нинья отправился в обратное плавание. На обратном пути Колумб на своем корабле встретил Пинту. Пинсон старался уверить Колумба, что покинул экспедицию не по своей воле. Не доверять Пинсону Колумб имел все основания, но надо было беречь силы для возвращения на родину.

    16 января 1493 г. обе каравеллы вышли в открытый океан, и через два месяца Нинья и Пинта благополучно вернулись в Испанию. Христофора Колумба встретили как национального героя, король и королева осыпали почестями адмирала, утвердили все обещанные привилегии. Рассказы Колумба о его путешествиях и привезенные им ценности произвели на правителей Испании такое впечатление, что сразу же была снаряжена вторая экспедиция.

    Вторая экспедиция. Если в первое плавание добровольцев приходилось искать, то теперь не было отбоя от желающих разбогатеть в заморской стране. Тысячи людей умоляли адмирала взять их с собой на любых условиях, и Колумб легко набрал полторы тысячи моряков, колонистов и солдат. Это была самая крупная экспедиция, выходившая в океан со времен зарождения мореплавания.

    Перед началом второй экспедиции Колумб получил от Фердинанда и Изабеллы следующие распоряжения: во-первых, обратить туземцев в христианство (в состав экспедиции вошли шесть священников); во-вторых, создать на вновь открытых землях торговую колонию; в-третьих, исследовать остров Кубу и установить, не является ли она частью азиатского материка. Особенное значение придавалось колонизации новых земель. На корабли погрузили лошадей, скот, семена различных злаков и т. д.

    Из 17 кораблей, входивших в состав флотилии, самой крупной каравеллой была новая Санта-Мария, имевшая прозвище Мария Галанте. Из других каравелл довольно крупными были корабли Колина и Ла-Гальега. Из двух каравелл — участниц первой экспедиции в новое плавание отправилась только Нинья.

    Флотилия вышла из порта Кадис 25 сентября 1493 г. и взяла курс на Канарские острова, где был принят на

    борт живой груз — огромные собаки, обученные для погони за людьми. Затем экспедиция продолжила свой путь, и 3 ноября 1493 г. впередсмотрящие на каравеллах увидели на горизонте остров. Поскольку он был открыт в воскресенье, его назвали Воскресенье, или по-испански Доминика.

    Не обнаружив удобной гавани для высадки на берег, Колумб приказал идти на север и через некоторое время высадился на другом острове, названном Гваделупа — в честь известного испанского монастыря. Оба названия: Доминика и Гваделупа, сохранились на современной географической карте.

    На острове Гваделупа жили люди, называвшие себя карибами (или караибами). В их жилищах спутники Колумба обнаружили человеческие кости и сделали вывод, что карибы — людоеды. Однако это могло быть совсем не так: некоторые народы сохраняют черепа умерших по своим верованиям. За карибами закрепилась репутация людоедов, и это слово в искаженном виде (каннибалы) с тех пор получило широкое распространение, причем именно в этом значении.

    Далее путь Колумба пролегал мимо целой россыпи мелких островов, которые адмирал назвал Островами одиннадцати тысяч дев, и это название также сохранилось до наших дней (Виргинские острова — от испанского «вирхен» — дева). Устанавливая с туземцами торговые связи на одних островах и вступая с ними в кровавые схватки на других, участники экспедиции продвигались вперед и, наконец, дошли до берегов Эспаньолы.

    Там Колумб и его спутники узнали страшную весть: все 39 человек, оставленные на острове, были убиты за их жестокость по отношению к индейцам, а форт Навидад разрушен. Тогда адмирал построил на острове новый укрепленный пункт и назвал его в честь кастильской королевы Изабелла.

    Привезенные продукты подходили к концу, а местные жители не могли кормить эту орду завоевателей. Чтобы сократить число «ртов», Колумб решил отправить 1 тыс. человек на 12 кораблях домой, в Испанию, а заодно с ними передать королю и королеве первые трофеи: корицу, сандаловое дерево, 60 попугаев и 26 индейцев.

    Снаряжая корабли в обратный путь, адмирал написал королю Фердинанду и королеве Изабелле письмо, в котором просил ежегодно присылать в новые земли корабли, он просил также разрешения

    «...достаточному числу каравелл приходить сюда ежегодно и привозить скот, продовольствие и все прочее, необходимое для заселения края и обработки полей... Оплату же всего этого можно производить рабами из числа каннибалов, людей жестоких и вполне подходящих для этой цели, хорошо сложенных и весьма смы- шленных».

    Так в Христофоре Колумбе непостижимым образом уживались редкие качества интересного мыслителя и отважного путешественника с психологией заурядного работорговца.

    После отправки 12 кораблей в Испанию Колумб начал исследовать Кубу, пытаясь установить, не является ли она частью Азии. На трех каравеллах мореплаватель достигает юго-восточных берегов Кубы, где узнает от местных жителей, что к югу от Кубы лежит другой большой остров — Ямайка.

    Обогнув эту землю, Колумб убедился, что и Ямайка — тоже не материк, и чем больше открытий он совершал, тем отчетливее в его сознании вырисовывался окончательный вывод: обнаруженные им земли ничего общего с Азией не имеют. Потрясенный сделанным выводом и не в состоянии как-то объяснить его, адмирал возвращается в Изабеллу.

    Здесь Колумб узнает, что за время его отсутствия из Испании на Эспаньолу прибыли три новых корабля, солдаты разбрелись по острову и начали грабить местных жителей, издеваться над ними. В ответ на эти разбойничьи действия индейцы убили некоторых пришельцев.

    И тогда, чтобы навсегда отбить у индейцев желакке бороться с белыми, Колумб организует большую карательную экспедицию, положив таким образом начало массовому истреблению коренных жителей Американского континента.

    Всадники на лошадях топтали индейцев, собаки перегрызали горло. Индейцы гибли без числа, а те, кто спасся, бежали в горы, в глубь острова и там умирали от голода. Начались эпидемии оспы и других страшных болезней, которые завоеватели привезли с собой из цивилизованной Европы.

    Так Христофор Колумб, великий мореплаватель и первооткрыватель заложил основы будущей политики Испании и других европейских стран на Американском континенте, направленной на уничтожение хозяев этой земли. О темпах истребления индейцев свидетельствуют следующие данные. В 1495 г. Колумб, как утверждает испанский историк-летописец XVI века Бартоломео Лас-Касас, обложил на Эспаньоле податями 1,1 млн. индейцев. Через 20 лет их число уменьшилось до 15 тысяч, а к середине XVI в. коренного населения на огромном острове уже не было. Это были первые плоды колонизации Америки.

    Пока Колумб расправлялся с индейцами, в городе Изабелла началась сильнейшая эпидемия желтой лихорадки (место, где был основан город, оказалось нездоровым). Испанцы перебрались на более здоровое место острова — южное побережье, и в 1496 г. там был заложен город Санто-Доминго, который сохранился до наших дней. Сегодня Санто-Доминго — столица Доминиканской Республики.

    В Испании начало назревать недовольство Колумбом: обещанные богатства поступали в королевскую казну в самых скромных количествах, а расходы на снаряжение экспедиции были огромны.

    В 1495 г. Фердинанд и Изабелла издали указ, по которому разрешалось всем желающим снаряжать корабли и отправляться за океан при условии выплаты в королевскую казну двух третей добытого золота.

    Таким образом монополия освоения богатств Америки, обещанная Колумбу, была отнята. Узнав об этом, Колумб оставил все дела и поспешил в Испанию, чтобы добиться восстановления утраченных прав. 11 июня 1496 г. две каравеллы Нинья и Индия вошли в порт Кадис. На этом вторая экспедиция Колумба закончилась.

    Во время второй экспедиции великий мореплаватель открыл двадцать крупных и свыше сорока мелких островов, основал торговую колонию, но ощутимых доходов королю и королеве не принес. Не справился он и с главной задачей, которую поставили перед ним Фердинанд и Изабелла: западный путь в Индию открыт не был. Все это закрепило за Христофором Колумбом репутацию адмирала-неудачника.

    Третья экспедиция. Неудивительно, что собрать средства для третьей экспедиции было уже очень трудно. Нужно было проявить необычайную энергию и силу убеждения, чтобы получить согласие короля Фердинанда и королевы Изабеллы выделить средства на снаряжение новой флотилии.

    В конце мая 1498 г. экспедиция из шести кораблей, включая НиньЮу на которых находились 300 человек, снова отправилась в далекий и опасный путь.

    Колумб разделил флотилию на две части: один отряд из трех кораблей взял курс на Эспаньолу, а сам адмирал во главе второго отряда направился к островам Зеленого Мыса и оттуда — на юго-запад. Цель Колумба была дойти до экватора и далее следовать на запад.

    Путь каравелл оказался долгим и мучительным. На протяжении многих дней над Атлантическим океаном царил полный штиль. Каравеллы с обвисшими парусами стояли на месте, и людям некуда было деваться от убийственной жары. Но наконец задул попутный ветер, и через три недели после того, как острова Зеленого Мыса скрылись за кормой, мореплаватели увидели на горизонте три плоские вершины острова, который религиозный Колумб назвал Тринидад (Троица). Название острова сохранилось до наших дней.

    1 августа 1498 г., когда корабли бросили якорь у южного берега Тринидада, путешественники увидели вдали на юге другую землю, которую Колумб назвал Святым островом (Исла-Санта), не подозревая еще, что это вовсе не остров, а побережье огромного материка — Южной Америки.

    Некоторое время спустя Колумб провел свои корабли через пролив, отделяющий Тринидад от неведомого берега, который адмирал также принял за остров и дал ему имя Грасиа, т. е. Прелесть. Здесь мореплаватели сошли на берег, не ведая, что совершили великое открытие: ступили на материк Южной Америки. Колумб не мог знать, что Грасиа так же, как и Исла-Санта — части неизвестного европейцам большого материка.

    Вокруг простирались величественные девственные леса, прорезанные могучей полноводной рекой. Велико было изумление Колумба, когда он убедился, что весь залив в районе впадения этой реки пресноводный. К этому времени жестокая и неожиданная болезнь сразила адмирала. Обессилевший, полуослепший, измученный болезнью мореплаватель не поднимался со своего ложа и мучительно пытался осмыслить сделанные им открытия. Сделать воду залива пресной была способна только огромная пресноводная река, которая физически не могла образоваться на острове. Стало быть, это большой материк?

    Колумб в письме делится своими выводами с королевской четой:

    «Я убежден, что это земля... величайших размеров и что на юге имеется еще много иных земель, о которых нет никаких сведений...

    ...На всех этих островах имеются бесценные произведения природы, что объясняется мягкостью климата, который исходит от небес, поскольку эти острова расположены в самом величественном пункте мира».

    Не имея физических сил продолжить исследование этих «райских земель», Колумб отправляется к берегам Эспаньолы. В Санто-Доминго он узнает еще одну безрадостную новость: идальго, прибывшие на остров вместе с его братом Бартоломео Колумбом, выступили с оружием в руках против своего адмирала. Больной, физически надорванный Христофор Колумб принял все условия мятежников. Об этом унижении и безволии адмирала стало вскоре известно в Испании. Но главное — королевская казна практически никаких богатств от Колумба не получала, в то время как только что вернувшийся из Индии Васко да Гама (1469—1524) привез в Португалию много редких ценностей.

    Завистники и недоброжелатели Колумба засыпали королевский двор доносами, в которых утверждалось, что адмирал утаивает королевские доходы. В конце концов Фердинанд и Изабелла посылают за Атлантический океан нового наместника с самыми широкими полномочиями, который, не церемонясь, арестовал адмирала Колумба и доставил его в кандалах в Испанию. Правда, Фердинанд и Изабелла сразу приказали освободить адмирала, но незаслуженное оскорбление окончательно надломило великого мореплавателя.

    И все-таки он нашел в себе силы снарядить еще одну, последнюю экспедицию, надеясь, что, следуя по Атлантическому океану на запад он сумеет достичь желанной Индии.

    Четвертая экспедиция. Только четыре судна участвовало в его четвертом путешествии. На борту каравелл находилось всего 150 человек. В конце июля 1502 г. маленькая флотилия прибыла в Санто-Доминго и двинулась на запад, вдоль берегов Эспаньолы и Ямайки.

    Дойдя до материка у мыса, которому Колумб дал имя Гондурас, великий мореплаватель повернул к югу и прошел несколько сот миль. Погода была неблагоприятной: шли бесконечные дожди, деревянные корпуса каравелл начали гнить. Когда состояние каравелл стало совсем неудовлетворительным, адмирал повернул обратно. Одну каравеллу пришлось оставить: на ней стало невозможно продолжать путь.

    Уцелевшие каравеллы добрались до берегов Ямайки, и там Колумб посадил их на мель, опасаясь, что иначе они потонут.

    Положение было отчаянное. Мореплаватели стали умирать от голода и болезней. Самые сильные и здоровые люди из команды устроили бунт, отобрали у Колумба десять пирог, которые адмирал выменял у туземцев, и отправились к берегам Эспаньолы, по пути грабя и терроризируя индейцев.

    Нужно было срочно добыть пищу, и тут Колумб проявил свою недюжинную изобретательность. Вычитав, что предстоит лунное затмение, он пригрозил индейцам, что отберет у них луну, если они не будут приносить его людям пищу. После лунного затмения перепуганные индейцы постоянно обеспечивали Колумба и его спутников всем необходимым.

    Помощь из Испании, за которой Колумб послал своих гонцов, пришла только через год. Путешественники добрались до Эспаньолы и оттуда на двух кораблях отправились в Испанию. 7 ноября 1504 г. участники последней экспедиции Христофора Колумба бросили якорь в андалузском порту Сан-Лукар. Великий мореплаватель был тяжело болен и духовно надломлен. Королева Изабелла, на помощь которой еще рассчитывал Колумб, умерла. Адмирал начал трудную и унизительную тяжбу, чтобы восстановить утраченные права, которая отняла у него последние силы. Великий мореплаватель и первооткрыватель умер 20 мая 1506 г.

    Как показали научные исследования, первыми европейцами, ступившими на землю Америки, были викинги, и произошло это за пять веков до первой экспедиции Христофора Колумба. Следовательно, великий мореплаватель не первым открыл Америку.

    Значение географических открытий мужественного мореплавателя огромно.

    Открытие Христофором Колумбом земель и островов Центральной и Южной Америки положило начало эпохе Великих географических открытий. Великий мореплаватель нанес на карту сотни новых географических названий, многие из которых сохранились до наших дней: Санто-Доминго, Гондурас, Тринидад, Виргинские острова, Сан-Сальвадор, Бразилия (от испанского — красящее дерево), Пуэрто-Рико («богатый порт»), Коста- Рика (колумбовское название «золотой берег» было впоследствии уточнено, и современное название переводится «богатый берег»), залив Пария и многие, многие другие.

    Путешествия Колумба положили начало исследованию и заселению огромного материка, началу регулярных трансатлантических плаваний. Открытия Колумба создали условия для развития торговли, мореплавания.

    Каравеллы Христофора Колумба еще в первую экспедицию показали прекрасные мореходные качества в суровом Атлантическом океане. По типу каравелл Христофора Колумба стали строить множество аналогичных кораблей, предназначенных в первую очередь для океанских плаваний, открытия новых земель. Таким образом, на долгие годы корабли Колумба стали прототипами многих кораблей-первооткрывателей.

    Несколько слов о том, как сложилась последующая судьба знаменитых каравелл — участниц первой экспедиции Христофора Колумба.

    Поистине замечательным кораблем Колумба следует считать Нинью, которая, пожалуй, заслужила право быть известной в гораздо большей степени, чем Санта- Мария (нашедшая свой последний причал в 1492 г. у берегов Эспаньолы).

    Каравелла Ничья на протяжении многих лет была любимым кораблем великого мореплавателя. Христофор Колумб включил Нинью в три экспедиции, уже это делает Нинью одним из самых знаменитых кораблей в истории мореплавания.

    Каравелла Пинта после возвращения в Испанию из первой экспедиции уже больше в исторических плаваниях не участвовала, и ее дальнейшая участь неизвестна.

    В 1968 г. известный подводный археолог Адольф Кеффер, производя акустическую разведку с самолета 172

    у острова Гаити в районе гибели первой Санта-Марии (в 1492 г) обнаружил останки судна. Затем аквалангисты обследовали это место и нашли киль старинного корабля и обломки корпуса, заросшие кораллами. С тех пор специалисты работают в этом районе, уже поднято на поверхность несколько предметов, которые безошибочно можно отнести к XIV—XV вв. Если будет доказано, что найдены останки каравеллы Санта-Мария, то сделана одна из самых значительных археологических находок нашего столетия.

    В 1892 г. в Мадриде была создана комиссия специалистов в связи с постройкой копий трех знаменитых каравелл Христофора Колумба (во время подготовки ко Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г.).

    Председателем комиссии был Цезарио Дуро — специалист по истории судостроения, изучавший корабли Колумба. В комиссию вошел художник-маринист, кораблестроитель и археолог Рафаэль Монлеон. На основании тщательного изучения старинных рукописей, хроник, барельефов, медалей были разработаны проекты всех трех кораблей и построены копии. Закладка каравеллы- копии Санта-Мария состоялась 23 апреля 1892 г. на верфи Де-ла-Каррака, близ Кадиса.

    Специалисты стремились достичь предельной исторической достоверности: «даже при выделке матраца для адмиральской каюты не отступили от древних книг. Даны точные изображения и копии инструментов, морских карт, флагов, вымпелов. Обстановка жилых помещений — строго по уставам XV века» (журнал «Русское судоходство», 1893 г.).

    Новая Санта-Мария, имея на борту около 40 человек, под командованием капитана Виктора Конкаса в 1893 г. пересекла Атлантический океан в сопровождении испанского крейсера. Идя со средней скоростью 6,5 уз, каравелла совершила свой удивительный переход за 36 суток и стала одним из главных экспонатов Всемирной Чикагской выставки. Вместе с ней на выставке экспонировались копии двух других каравелл: Ниньи и Пинты, которые также были построены в Испании и в 1893 г. отбуксированы в Америку.

    Несколько попыток воспроизвести каравеллы Христофора Колумба были предприняты в XX в. В 1929 г. на одной из верфей Кадиса по проекту Хулио Гильена была

    построена новая копия Санта-Марии. Каравелла демонстрировалась на выставке в Севилье и существовала до 1945 г. Копии Санта-Марии были построены в Валенсии в 1951 г. (до сих пор стоит в Барселоне) и в Италии в 1965 г, для съемок фильмов.

    Однако при постройке копий каравеллы Колумба для фильмов создатели не стремились воспроизвести достоверно исторический корабль, позволяли себе такие отступления, как отказ от фок-мачты, упрощение конструкции бушприта, парусного вооружения.

    В 1962 г. энтузиаст—исследователь истории плаваний Колумба морской офицер Карлос Этайо на собственные средства построил копию каравеллы Нити. Снаряжение, инструменты, одежда, оружие были воссозданы по старинным образцам. Даже пища в основном была та же, что и на каравеллах Христофора Колумба: овощи, фрукты, солонина, рис, бобы.

    Собрав группу энтузиастов, Карлос Этайо на маленькой каравелле совершил отважное плавание через Атлантический океан (в течение 77 суток), повторив путь Христофора Колумба.

    Исследователи Колумба не только воссоздавали его знаменитые каравеллы, но и ...моделировали его путешествия. Ученый-историк и моряк С. Э. Морисон в 1937— 1940 гг. на парусных судах, напоминающих каравеллы Колумба, повторил путешествия великого мореплавателя.

    На основе многолетних работ и анализа своих путешествий по пути каравелл Колумба С. Э. Морисон создал труд, который отличается глубиной исследования и содержит много очень интересных сведений.

    Скоро человечество будет отмечать 500-летие открытия Христофором Колумбом Америки, и в этот день на земле не будет равнодушных.

    С. И. БЕЛКИН. РАССКАЗЫ О ЗНАМЕНИТЫХ КОРАБЛЯХ

    Опубликовано: 14-11-2012

     
     

    Контакты @                 Главная                    ©2014